Практика административной работы в школе :: Автор издания Моисеев Александр Матвеевич
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров / Авторы

Моисеев Александр Матвеевич

 

ведущий научный сотрудник Института системных проектов ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»,
профессор кафедры образовательного менеджмента ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»

Электронная почта: moiseev_am@asou-mo.ru (сл.), medvedik1@yandex.ru (дом.)


Материалы автора

Cтратегии работы школы с одаренными детьми

Согласно «Рабочей концепции одаренности», в обучении одаренных детей эффективны четыре основных стратегии обучения: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. О сущности, достоинствах и ограничениях каждой из них пойдет речь в следующем материале.

Авторские учебные и воспитательные программы

Что такое авторские учебные и воспитательные программы? Мы попросили дать разъяснения по этому вопросу нашего постоянного автора А.М. Моисеева.

Анализ и мониторинг в управлении школой

Материал посвящен различным видам анализа, используемым в управлении школой, и мониторингу в образовательной организации. Основное место в нем занимает анализ состояния систем внутришкольного управления, который лежит в основе любых нововведений, связанных с совершенствованием управленческой деятельности. Постоянный автор нашего журнала Моисеев А.М. предлагает ознакомиться с последовательностью действий аналитика в процессе проведения такого анализа. Не менее важны и другие виды анализа, такие как анализ складывающейся ситуации и анализ собственных ограничений школы, о которых тоже пойдет речь в статье.

Анализ и самоанализ учебного занятия

Материал посвящен актуальной проблеме методической работы: в публикации подробно рассматриваются этапы анализа урочного занятия и предлагается достаточно простой, но операциональный алгоритм самоанализа урока.

Как избежать ошибок при подготовке программы развития и провести ее экспертизу   на сайте 

Предлагаем вашему вниманию контрольный список вопросов для экспертной оценки программы развития школы как стратегического документа.

Как провести анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе

Одним из первых шагов при подготовке или доработке программы развития школы является проведение анализа состояния и прогноза тенденций изменения социального заказа образовательной организации. О том, как его провести, рассказывает в своей книге «Стратегическое управление школой: вопросы и ответы» наш постоянный автор А. М. Моисеев. Соответствующий параграф этой книги мы предлагаем сегодня читателям.

Как формулировать стратегические цели школы

Из представленной публикации вы узнаете о том, что такое стратегические цели школы и как их формулировать в области качества образования, жизнедеятельности образовательной организации и ее социального служения, что представляют собой модели выпускника школы и каково их место в стратегическом целеполагании, как определить индикаторы для оценки достижения стратегических целей.

Компетентность школы в сфере саморазвития

Что должна делать современная школа, чтобы успешно саморазвиваться? Каковы важнейшие проявления успешности развития образовательной организации? На эти и другие вопросы, касающиеся саморазвития школы, отвечает наш постоянный автор А.М. Моисеев.

Логика и основные составляющие работы с опытом стратегического управления школой

Совсем недавно в издательстве ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» вышло очередное научно-методическое пособие для руководителей образовательных организаций, которое написал наш постоянный автор Александр Матвеевич Моисеев. Оно называется «Как выявлять, осмысливать и описывать опыт стратегического управления школой» и посвящено различным аспектам работы с опытом стратегического управления школой. В этом издании даются практические рекомендации, позволяющие грамотно, с учетом современных научных представлений выявить, осмыслить и описать сложившийся или формирующийся опыт такого управления в конкретной образовательной организации. Сегодня мы начинаем публиковать избранные материалы из нового научно-методического пособия. Вы узнаете о жизненном цикле опыта и этапах работы с опытом стратегического управления школой. Следует отметить, что эти этапы универсальны. Поэтому предложенный материал может быть интересен широкому кругу методистов.

Методическая работа: от А до Я

Предлагаем подборку статей, которые многопланово раскрывают понятие «методическая работа». В ней вы найдете исчерпывающее определение методической работы, описание ее функций и задач, а также узнаете, что необходимо для планирования этого вида деятельности. В алфавитном порядке в материале представлены описания инновационных форм методической работы: аукцион идей, мастер-класс, педагогическая студия, педагогический консилиум. Мы не обошли вниманием и деятельность консультационных органов, поддерживающих методическую работу в школе, включив в подборку статью о научно-методическом совете, в которой раскрываются основные направления его деятельности.

Нововведения в школе: от А до Я

Предлагаем несколько избранных статей из книги «Управление школой: организационные и психолого-педагогические аспекты. Словарь-справочник» под редакцией А.М. Моисеева и А.А. Хвана, которые многопланово раскрывают понятие «нововведение» — ключевое понятие, используемое в процессе подготовки программ и проектов развития. Знакомство с ними поможет понять, чем отличаются новации от инноваций, каковы варианты отношения к новшествам, какая школа может считаться инвестиционно привлекательной, чем занимается школьный и муниципальный экспертные советы. В подборку включены материалы, посвященные понятиям «инновационная обстановка», «область изменений в школе», которые в последнее время прочно вошли в лексикон инновационно ориентированных руководителей образовательных организаций. Мы не обошли вниманием и классификацию новшеств, рассматриваемую сквозь призму управления школой.

Образовательная программа школы: вопросы и ответы   на сайте 

Что такое образовательная программа школы на формальном и неформальном уровнях? Каковы сходства и различия между образовательной программой и программой развития школы? На эти вопросы вы найдете ответ в нашей публикации.

Особенности стратегического управления школой

Что включает понятие «стратегическое управление школой»? Что понимается под социальным заказом школе? Что понимается под «качеством школы»? Ответы на эти и другие вопросы по теме «Стратегическое управление школой» вы найдете в представленном материале.

Позиции родителей по отношению к школе

При подготовке основной образовательной программы и программы развития образовательной организации важно зафиксировать позиции родителей учеников по отношению к школе. Причем позиции эти могут быть диаметрально противоположными, что естественным образом затрудняет работу над программными документами. О том, какие позиции могут занимать родители по отношению к школе, и что в связи с этим делать ее директору, речь ведет наш постоянный автор А.М. Моисеев.

Признаки, формулирование и анализ проблем развития образовательной организации

Разработка любой программы развития начинается с анализа проблем образовательной организации. О том, что такое проблема и каковы ее признаки, в чем состоит сущность требований к формулированию проблем и как осуществлять их анализ, речь идет в рубрике «Развитие школы» сегодняшнего номера журнала.

Программа развития школы : от «А» до «Я»

Материал поможет подготовить программу развития образовательной организации: в нем в алфавитном порядке описано содержание всех необходимых компонентов программы.

Программа развития школы: анализируем конкурентную ситуацию

Предлагаем методику анализа конкурентной ситуации, в которой находится ваша образовательная организация. Данная методика предполагает получение ответов на следующие вопросы:Каковы ключевые факторы успеха современной школы? С кем и за что конкурирует современная школа? Что представляют собой ближайшие конкуренты вашей школы? Насколько результативно ваша общеобразовательная организация участвует в кооперации и социальном партнерстве? Каковы ресурсные возможности школы и тенденции их изменения? Каковы достижения вашей общеобразовательной организации и ее конкурентные преимущества? Каков инновационный потенциал школы, ее точки роста и узлы сопротивления развитию?

Проекты и проектное управление

Слово «проект» прочно вошло в лексикон руководителей образовательных организаций. Однако до сих пор его трактовки разными специалистами существенно разнятся. Что же такое проект? Каковы его характеристики? Какое управление можно назвать проектным? На эти вопросы отвечает известный специалист по теории управленческой деятельности в образовании, наш постоянный автор А.М. Моисеев.

Публичный доклад школы

Публичный доклад является средством обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности системы образования, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах ее функционирования. О его сущности и назначении, функциях, требованиях к структуре и содержанию идет речь в представленном материале. В нем также предлагается примерный вариант структуры публичного доклада школы.

Режимы жизнедеятельности школы

Вашему вниманию предлагается материал о режимах жизнедеятельности школы, которые представляют собой обобщенные характеристики работы образовательной организации. Автор выделяет и описывает режимы запуска, становления, стабильного функционирования, инновационный режим, а также режим упадка школы. Знания о них помогут разработать планы развития школы и выбрать методы руководства педагогическим коллективом, адекватные сложившейся ситуации.

Рекомендации по описанию действий, ориентированных на построение системы стратегического управления школой

В рамках построения системы стратегического управления школой наиболее актуальными представляются описания опыта: • осмысления характера действующей управляющей системы школы с позиций стратегического подхода, • выработки ценностных ориентаций, миссии и принципов, определяющих деятельность системы стратегического управления школой, • постановки целей системы стратегического управления школой, • определения важнейших свойств, направленности управления и встраивания их в систему стратегического управления школой, • анализа среды, условий работы системы стратегического управления школой, • определения состава субъектов и органов стратегического управления школой, организационной структуры системы стратегического управления школой, • определения роли и функций директора школы как единоличного органа стратегического управления школой, роли и функций административной команды школы, коллегиальных органов государственно-общественного управления школой (управляющих и иных советов) как субъекта стратегического управления школой, • создания стратегической команды образовательной организации как коллективного субъекта стратегического управления школой, распределения ролей между ее участниками, • создания школьного стратегического комитета или совета по стратегии развития школы (стратегическому развитию школы), • определения организационных форм и механизмов стратегического управления школой, • определения технологий, процедур, методов, средств, инструментария стратегического управления школой, • реализации отношений власти в системе стратегического управления школой, • построения системы стратегического управления школой в целом. О том, что должны включать такие описания, речь пойдет в представленном ниже материале. Однако не менее, а может быть, даже более важно то, что в нем представлена логика стратегического управления школой и, по сути своей, описаны основные действия по построению системы такого управления.

Рекомендации по описанию стратегического самоопределения школьного сообщества (часть I)

В эпоху быстрых перемен остро стоит вопрос о самоопределении школы. И хотя многие перемены инициируются свыше, школьное сообщество может оказывать существенное влияние и на них, определяя темп введения таких перемен, их вариативное содержание, состав исполнителей и многое другое. Поэтому необходимо анализировать опыт стратегического самоопределения школ, прежде всего, своей. О том, как это сделать, читайте в материале нашего постоянного автора Александра Матвеевича Моисеева. Сегодня читатели могут ознакомиться с первой частью этого материала.

Рекомендации по подготовке проекта желаемого будущего состояния школы

Сегодня вашему вниманию предлагаются рекомендации по подготовке проекта желаемого будущего состояния образовательного учреждения, который является ключевым элементом всего проекта развития. Именно в данной части проекта представляется системное видение того, что будет представлять собой школа после его реализации.

Рекомендации по подготовке проекта развития школы на основе Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

В центре проекта перспективного развития должно быть описание желаемого будущего состояния образовательного учреждения, разрабатываемое с прицелом на то, чтобы это будущее состояние соответствовало идеям инициативы. Но кроме этого описания, в проект необходимо включить и другие составляющие, которые важны для его полноценной реализации. В статье подробно рассматривается содержание этих составляющих: введение, информационная справкка, блок аналитического обоснования, концепция, стратегия и тактика перехода в новое состояние и т.д.

Рекомендации по проведению стратегического анализа и прогнозирования в школе (часть I)

«Семь раз отмерь — один раз отрежь». Эта поговорка как нельзя точно характеризует роль анализа и прогнозирования при подготовке стратегических решений. О том, какие инструменты целесообразно использовать руководителю при проведении указанных процедур рассказывает наш постоянный автор Александр Матвеевич Моисеев.

Рекомендации по проведению стратегического анализа и прогнозирования в школе (часть II)

Мы продолжаем публикацию материала Александра Матвеевича Моисеева, начатую в предыдущем номере «Практики» и посвященную инструментам анализа и прогнозирования при подготовке руководителем стратегических решений. Сегодня вашему вниманию предлагаются рекомендации по использованию метода анализа проблем школы и их причин, а также по общему планированию и организации стратегического анализа и прогнозирования в школе в целом.

Самооценка программы развития школы

Как провести самооценку программы развития школы? Для этого наш постоянный автор, известный специалист в области развития общеобразовательных учреждений А.М. Моисеев предлагает ответить на 57 вопросов, представленных сегодня на страницах «Практики». Это поможет оценить как содержание, так и форму представления материалов программы.

Система ценностей школы, школьная философия   на сайте 

Материал нацелен на формулирование ценностей школы, которые лежат в основе ее философии, а значит, определяют миссию, цели и задачи развития школы.

Слагаемые успешности развития и результативность школы

Своими размышлениями о различных проявлениях успешности развития и точках зрения на результативность школы делится наш постоянный автор Александр Матвеевич Моисеев. Его размышления могут стать отправными точками при формулировании результатов программ и проектов развития ваших образовательных организаций. Также из публикации вы узнаете, что понимается под качеством школы, каковы социальные эффекты ее жизнедеятельности, кто является заинтересованными группами школы и еще многое другое, крайне необходимое для стратегического планирования работы образовательной организации.

Содержание и результаты стратегического управления школой

Каковы этапы стратегического управления школой? Какими могут быть результаты такого управления? На эти вопросы вы получите ответы из представленной ниже публикации.

Стратегические документы школы

Многие наши читатели задают вопросы о номенклатуре и содержании стратегических документов общеобразовательной организации. Мы адресовали их известному специалисту в области управления образовательными системами и нашему постоянному автору Александру Матвеевичу Моисееву. Он предоставил развернутый ответ по интересующей проблеме, из которого вы узнаете, какие документы школы носят стратегический характер, что может включать в себя ее образовательная программа, чем она отличается от программы развития и какую образовательную программу можно считать инновационной.

Стратегический потенциал школы и его слагаемые

В последние годы стало модным заниматься «стратегическим развитием школы». По этому поводу появилось много специальной литературы, как грибы после дождя множатся курсы повышения квалификации и даже профессиональной переподготовки с названием «Стратегический менеджмент». Однако все это очень часто только запутывает руководителей образовательных организаций, уводя их от четких понятий, необходимых в повседневной практике. Занимаясь стратегией школы, необходимо, прежде всего, оценить ее потенциал. А для этого следует разобраться с самим понятием «стратегический потенциал» и его структурой.

Стратегический управленческий консилиум

Очевидно, что проекты решений по стратегическому развитию школы необходимо разрабатывать коллегиально. Для этого целесообразно организовать проведение стратегического управленческого консилиума, членами которого могли бы стать как представители всех участников образовательных отношений, так и внешние эксперты. О том, что представляет собой такой консилиум и каковы методы его работы, рассказывается в представленном материале.

Стратегическое самоопределение школьного сообщества

Как определить ценности, миссию, видение будущего образовательной организации? Что положить в основу стратегической концепции ее развития? Разговор об этом на страницах журнала ведет наш постоянный автор Александр Матвеевич Моисеев. Представляют интерес выделенные им характеристики школы, которые важно оценить на старте нового цикла стратегических изменений, а также вопросы, ответы на которые должен найти каждый руководитель, задумывающийся о развитии своей образовательной организации.

Стратегическое управление школой в вопросах и ответах

Совсем недавно в ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» был выпущен двухтомник нашего постоянного автора Александра Матвеевича Моисеева «Стратегическое управление школой: вопросы и ответы». Эта книга является на сегодняшний день наиболее полным и подробным изложением концепции стратегического управления школой и предлагает ответы на широкий круг вопросов, возникающих у руководителей, которые реализуют стратегический подход к управлению своими организациями. Предлагаем вам статью из этой книги, освещающую, что такое стратегия и каковы особенности стратегических решений, что собой представляет стратегическое управление в школе и в каких случаях целесообразно, а в каких — нецелесообразно его использовать.

Формулируем миссию школы

Предлагаем читателям продолжение практикума по подготовке программы развития образовательной организации, который ведет наш постоянный автор А.М. Моисеев. В этом материале вы узнаете, зачем нужно формулировать миссию школы и каковы ее особенности, кого целесообразно привлечь для разработки миссии и как грамотно сформулировать ее текст, когда и почему необходимо задуматься об изменении миссии.

Что такое программа развития образовательной организации?

В последнее время многим нашим читателям приходится заниматься разработкой или обновлением программ развития своих образовательных организаций. Поэтому мы решили продолжить публикацию материалов, поддерживающих данные процессы. Основным автором таких материалов стал известный специалист в области развития образовательных организаций, большой друг редакции «Практики», Александр Матвеевич Моисеев. В этом номере вы узнаете о том, какой документ можно считать программой развития школы, чем она отличается от традиционного плана работы, каковы требования к программе развития, а также много полезной информации о процессе ее подготовки, включая ответ на вопрос о том, при каких обстоятельствах не стоит приступать к разработке программы.

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.