Практика административной работы в школе :: Статья «Семинар «Моделирование ситуации успеха на основе компетентностного подхода»»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Семинар «Моделирование ситуации успеха на основе компетентностного подхода»»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №1 2018 г.
Рубрика материала: Методическая работа
Авторы: Милованова Оксана Владимировна, Ахлебинина Татьяна Васильевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (118857 байт)
 doc  скачать → (39079 байт)


   

 

Введение к семинару

Прежде всего, ответим на несколько часто возникающих вопросов.

1. Чем была вызвана необходимость введения компетентностного подхода?

Это связано с мировыми тенденциями интеграции и глобализации экономики. Главное изменение в обществе — ускорение темпов развития. Школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли в первый класс, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2080 года. Каким будет мир во второй половине XXI века, трудно себе представить не то что школьным учителям, но даже и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. В связи с этим логичным выглядит смещение акцентов с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных организаций.

2. Тождественны ли понятия «компетенция» и «компетентность»?

Их можно считать тождественными, поскольку общее значение данных понятий — делать хорошо, эффективно, соответствовать требованиям. Однако, если понятия все же дифференцировать, то необходимо найти различия между ними. Здесь следует обратить внимание на то, что это они образованы от разных английских слов: competencies (мн.ч. от competency) и competence. И. А. Зимняя, как специалист в области иностранных языков, приводит такой пример: иностранный язык можно знать (это компетенция), а можно употреблять (это уже компетентность).

Почему же возникала необходимость в появлении новых понятий, если в отечественной педагогике есть ставшие классическими понятия «уровень подготовленности выпускника», «учебные умения» и т. п. Сегодня стало очевидным, что традиционная знаниевая система образования «рассеялась как дым»: «умею делать» и «знаю, как надо делать» — это разные вещи. Отличие принципиальное: одно дело «уметь водить машину», и совсем другое — «знать, как надо водить машину»!

Поэтому компетентность можно определить как основанную на знаниях жизнедеятельность человека. Проще говоря, компетенция — то, что я знаю, компетентность — то, что я умею. Понятие компетентности включает не только знаниевую и технологическую составляющие, но и мотивационную, социальную, этическую, поведенческую; систему ценностных ориентаций и результаты обучения.

Еще раз сделаем акцент на то, что знания и компетентности — вещи разные. Это можно проиллюстрировать знакомой всем ситуацией. Учитель вызывает ученика к доске, задает вопрос. Ученик молчит. «Думай же», — призывает его учитель. «Я думаю», — отвечает ученик. Простая, бесхитростная история. А между тем она содержит важнейшую проблему, от решения которой зависит даже благосостояние общества и его процветание. Дело в том, что думать могут все, но мыслить эффективно — удел немногих. Постоянные призывы — думайте же! — крайне редко подкрепляются рекомендациями, как надо думать, чтобы получить конкретный результат. Слово результат здесь ключевое. Разумеется, результат полезный. Только компетентности, а не знания, нацелены на полезный результат.

На банальный вопрос «Зачем мы учимся?» (ходим в школу) можно дать такой же банальный ответ: «Чтобы получать знания». Но еще в далекие времена философ Г. Спенсер сказал: «Величайшая цель образования не знания, а действие». Действительно, знания как таковые, если их не используют для целенаправленных действий, подобны библиотеке, в которую никто не заходит.

Ни для кого не секрет, что обучение, как правило, направлено на то, чтобы запомнить, а не понять. И в трудных случаях учащийся судорожно пытается вспомнить, а не сообразить. Главные вопросы, как в известной передаче: что? где? когда? И гораздо реже — почему?

3. Каковы виды компетентностей?

В. Хутмахер выделяет всего две ключевые компетенции: писать и думать. Хотя можно список и увеличить до бесконечности: это учение, общение, исследование, кооперация, взаимодействие, умение доводить дело до конца… Вот почему сегодня мы все говорим на разных языках, рассматривая понятие «компетентность».

Какие бывают компетентности?

Давайте уйдем от многообразия терминов и остановимся на модели, в соответствии с которой основными компетентностями определены следующие:

  • учебно-познавательная;
  • социально-коммуникативная;
  • культурно-личностная;
  • проблемно-регулятивная;
  • информационно-аналитическая.

При этом основными признаками компетентностей являются многофункциональность, надпредметность, междисциплинарность, многомерность.

Учебно-познавательная компетентность

Учебно-познавательная компетентность — это умение знать, стремление познать мир и действительность вокруг себя. Кроме того, мы должны учить детей применять свои знания на практике. Можно еще много об этом говорить, но давайте обратимся к сказке.

Сова знала все и даже более того. Ничем ее нельзя было удивить. Любое открытие она принимала равнодушно и всегда говорила:

— Все это я знала двадцать лет назад.

— А знаешь… — спрашивал кто-нибудь.

— Давно знаю, — отвечала она, — сказал бы что-нибудь новенькое.

Даже ученые выглядели полными невеждами, когда Сова задавала им вопросы. И вот однажды она узнала, что есть в лесу мышонок, который ничего не знает.

— Вот это новость, — впервые удивилась Сова. — Такого даже я не знала. И захотелось Сове своими глазами увидеть необыкновенного мышонка. Долго она его искала. Переловила много разных мышат и, наконец, застала невежду возле его норки. Только хотела схватить, как мышонок успел юркнуть в норку.

— Так это ты ничего на свете не знаешь? — спросила Сова.

— Не знаю! — ответил Мышонок.

— Но ты же знал, что совы едят мышей?

— Не знал!

— Зачем же ты спрятался от меня?

— Чтобы ты меня не съела.

— Значит, ты кое-что все же знаешь! — разочарованно сказала Сова. — И не обманывай.

— Просто я кое-что понимаю, — сказал Мышонок.

— Разве так может быть? — удивилась Сова.

— Можно все знать и ничего не понимать! — ответил Мышонок и скрылся в норке.

С тех пор Сова целыми днями сидит в дупле и думает. Думает, думает, а понять слова Мышонка не может.

Не только знать, но и понимать, учиться на протяжении всей жизни — вот суть учебно-познавательной компетентности.

Социально-коммуникативная компетентность

Социально-коммуникативная компетентность — это умение общаться, конструктивно обмениваться информацией, нести ответственность за принятые решения.

И снова лирическое отступление.

Однажды к Сократу пришел человек и сказал:

— Я могу рассказать тебе что-то, что я услышал об одном из твоих друзей.

— Подожди минутку, — ответил Сократ. — Прежде чем говорить мне о моем друге, сначала ты должен профильтровать эту информацию. Для этого существует три важных фильтра. Первый фильтр — правда. Скажи, ты абсолютно уверен в том, что это правда?

— Нет, не уверен, — ответил человек, — я услышал об этом от других.

— Значит, ты не уверен, что это правда. Теперь второй фильтр — добро. Новость, которую ты собираешься рассказать о моем друге, добрая или злая?

— Скорее это что-то очень плохое, — ответил человек.

— Итак, ты хочешь сказать мне нечто, что может оказаться неправдой, да еще и что-то плохое. Третий же фильтр — полезность. Смогу ли я лично извлечь какую-либо пользу из сказанного тобой?

— В общем-то, нет.

— Что ж, если информация, которую ты хочешь мне рассказать, не является ни правдивой, ни хорошей, ни полезной, тогда мне незачем это знать.

Сущность социально-коммуникативной компетентности состоит в том, что наши ученики должны иметь чувство ответственности за свою деятельность, не наносить вред в процессе общения, взаимодействовать с людьми на основе правды, добра и полезности.

Культурно-личностная компетентность

Культурно-личностная компетентность предполагает достижение успешности за счет освоения культурных норм и традиций общества, умение делать культурный выбор.

Один из учеников спросил Будду:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен сделать?

— А если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? — спросил тот в ответ.

— Ничего не буду делать. Это же случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, — сказал ученик.

Тогда Будда заметил:

— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это все равно, что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путем, будто ничего и не случилось.

Именно культура позволяет каждому идти своим путем.

Проблемно-регулятивная компетентность

Проблемно-регулятивная компетентность — это способность оказывать воздействие на ход собственной деятельности и деятельности окружающих, внося в него необходимые коррективы. Она предполагает наличие у человека активно-деятельностной позиции.

Шел снег. Зимой это обычное дело. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружились в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки.

— Как хорошо лететь, наслаждаясь полетом! — весело сказала одна.

— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.

— Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало!

— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.

— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.

— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда — возражала ей вторая.

Наконец им надоело спорить. Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.

Проблемно-регулятивная компетентность как раз и помогает обучающимся выбирать свою судьбу.

Информационно-аналитическая компетентность

Информационно-аналитическая компетентность — это способность добывать необходимую информацию, анализировать ее, извлекая из этого определенную пользу.

Человек, летящий на воздушном шаре, обнаружил, что потерялся. Он спустился немного ниже и заметил на земле женщину. Спустившись еще чуть ниже, он обратился к ней:

— Простите, не могли бы вы помочь? Я договорился встретиться с другом еще час назад, но не знаю, где сейчас нахожусь.

— Вы находитесь на воздушном шаре в 30 футах от поверхности Земли, между 40 и 41 градусом северной широты и между 59 и 60 градусом западной долготы, — ответила женщина.

— Вы, должно быть, программист?

— Да, а как вы догадались?

— Вы мне дали абсолютно точный ответ, но я совершено не представляю, что делать с этой информацией, и я все еще потерян. Откровенно говоря, вы мне совершенно ничем не помогли.

— А вы, наверное, менеджер?

— Да. А вы как догадались?

— Вы не знаете, где находитесь и куда направляетесь. Поднялись вы туда благодаря воздуху. Вы дали обещание, которое не представляете, как выполнять, и ожидаете, что люди, которые находятся ниже вас, решат ваши проблемы. И, наконец, сейчас вы в том же самом положении, в котором находились до встречи со мной, но почему-то теперь в этом оказалась виновата я.

Итак, данный набор компетентностей — это открытая система, которая учитывает диалектику общего и особенного. Набор компетентностей обусловлен не только ФГОС, но и основными видами деятельности учеников, которые позволяют ему овладеть социальным опытом, получить навыки практической деятельности по различным направлениям жизнедеятельности.

Исходя из всего вышесказанного, компетентностный подход можно определить как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора его содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Он лежит в основе современного образования.

Что надо делать, чтобы стать компетентным? Что делать, чтобы, опираясь на имеющиеся знания, эффективно действовать? Для этого надо научиться мыслить. Критерием такого умения является решение различных задач: физических, математических, лингвистических, исторических, логических и т. д. Задача — это любая конкретная ситуация, в которой требуется получить полезный результат. Решение задач всегда сталкивается с преодолением трудностей. По существу, вся наша деятельность — это постоянное решение самых различных задач. Выиграть сражение, испечь вкусный пирог, вылечить больного, объясниться в любви и не получить отказ, решить уравнение, создать новое лекарство, установить структуру ДНК, сделать удобное расписание поездов, найти заменитель бензина — количество возможных задач поистине неисчислимо.

Что дает компетентностный подход для успеха?

Компетентностный подход способствует созданию ситуации успеха в образовательном процессе. Только через интерес к воспринимаемой информации можно прийти к осознанию, усвоению и применению ее на практике. Учитель должен не только вести ученика к успеху, но и давать каждому школьнику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом. Для этого надо дать ученикам возможность постичь радость труда, успеха в учении, самостоятельного открытия новых знаний, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Трудно оспорить тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для школьника в учебной деятельности.

Радость или, точнее, ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ученика. Для школьника ожидание радости — источник его движения вперед. Радость сама по себе не возникает. Ее горючее — успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребенка тем более. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Что же такое ситуация успеха? Это сочетание условий, которые обеспечивают успех, это то, что способен смоделировать учитель.

С психологической точки зрения успех представляет собой переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Причем это не разовое действие. Его отличительной особенностью является системность и многовариантность подходов.

Успех может быть предвосхищаемый, в основе которого лежат ожидания, обоснованные надежды и упование на чудо. Чудеса, конечно, бывают, но на «пустом месте» успех родиться не может. Хотя иногда имеет место и везение — дело случая, благоприятное стечение обстоятельств.

Может случиться и обратное. И последствия несовершившегося чуда бывают труднопредсказуемы.

Успех бывает констатируемый. Он фиксирует достижения человека, дарит радость и отличное настроение, дает возможность пережить признание окружающих, ощущение своих возможностей и веру в завтрашний день.

Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо, состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой стороны, существует опасность переоценить свои возможности и успокоиться.

Кропотливая, терпеливая, но бездумная работа учителя не является критерием создания ситуации успеха. Обратимся к притче.

Шел охотник по лесу и повстречал дровосека. Согнувшись, тот долго и упорно пилил сваленное дерево. С лица его лился ручьем пот, все тело было сильно напряжено. Охотник подошел поближе, чтобы посмотреть, почему работа движется так медленно и с таким колоссальным трудом.

— По-моему, ваша пила совсем затупилась! — обратился охотник к дровосеку. — Почему бы вам ее не заточить?

— Что вы! — воскликнул дровосек, удивленно посмотрев на охотника. — У меня совершенно нет на это времени, я должен пилить!

И дровосек снова принялся за работу.

Так и хочется сказать: «Остановись и посмотри, куда ты идешь, может, ты уже пришел?».

Нам действительно надо остановиться и посмотреть, какими технологиями, методами и приемами достигается ситуация успеха в образовательной деятельности.

Еще К. Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив, приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». Вот поэтому успешность ребенка необходимо формировать комплексно, всеми видами образовательной деятельности.

Моделирование ситуации успеха

Тема нашей встречи включает в себя еще одно понятие: моделирование ситуации успеха.

Моделирование ситуации успеха на основе развития компетентностей школьников происходит в ходе изучения системы учебных предметов, в процессе внеурочной деятельности и занятий в рамках реализации дополнительных образовательных программ, во время работы ученических научных обществ, детских общественных организаций и многих других видах деятельности школьников.

Планируемыми результатами являются:

  • приобретение учениками социальных знаний и компетенций;
  • получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Существует ряд технологических операций создания ситуации успеха.

  1. Снятие страха. Это помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
  2. Авансирование успешного результата. Учитель выражает свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает школьнику уверенность в его силах и возможностях.
  3. Скрытое инструктирование обучающегося по способам деятельности. Это помогает ему избежать поражения, а достигается путем намека и пожелания.
  4. Внесение мотива. Данная операция показывает школьнику, ради кого совершается деятельность, кому будет хорошо после ее выполнения.
  5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ученика в предстоящей или совершаемой деятельности.
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий, помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной части.

Особое внимание следует уделить формированию положительной Я-концепции у школьников, лежащей в основе ситуации успеха. Среди приемов выделяют авансирование. Учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний: что ученик должен будет сделать (повторить, перечитать, прорешать). Это чем-то напоминает репетицию предстоящего действия.

Метод «Холодный душ» уместен для способных учеников, быстро привыкающих к успеху, уверенность которых может быстро превратиться в самоуверенность. Суть метода — целенаправленное создание затруднений, формирование мотивации для нового результата.

Особенность педагогического приема «Эврика» состоит в том, чтобы создать условия, при которых школьник, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывающий перспективу познания.

Прием «Эмоциональный всплеск» предполагает, что эмоциональное слово учителя позволит запустить цепную реакцию, порождающую усилие, которое рождает мысль. Она, в свою очередь, «расщепляется» на знание и ответное чувство признательности. В итоге формируется вера в себя, вера в успех.

В основе моделирования ситуации успеха лежит творческая деятельность как воплощение индивидуальности, самореализации личности, возможность выразить свое отношение к миру. Творческие задания помогают школьникам раскрепоститься, активизироваться, увлечься, проявить себя с неординарной точки зрения.

Очень велика роль учителя в создании ситуации успеха. Эта ситуация только тогда становится источником активизации образовательного процесса, когда она:

  • организуется на всех этапах образовательного процесса: не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, на занятиях научного общества школьников;
  • усложняет достижение учебных и воспитательных задач;
  • реализуется с учетом индивидуальных особенностей школьников, что отражается в отборе приемов и средств образовательной деятельности.

Но нельзя бросаться в крайности и для создания успеха делать что-то вместо ученика. Жизненные трудности — это объективные препятствия, которые каждый из нас должен преодолеть сам. А вот притча о том, как мудра природа, которая учит нас правильно относиться к жизненным трудностям.

Один маленький мальчик гулял в парке и увидел незабываемое явление: рождение бабочки. Она прилагала огромные усилия, чтобы выбраться из своего кокона на свет. Прошло уже много времени, но ей все никак не удавалось освободиться от своего когда-то уютного, а теперь маленького и тесного дома. Казалось, что она бьется из последних сил. Но у нее так и не получалось расправить свои красивые нежные крылышки. И тогда мальчик решил помочь бабочке. Он хотел разорвать кокон и выпустить бабочку на волю. В это время к мальчику подошел отец. Он увидел, что собирается сделать его сын и остановил его: «Если ты поможешь бабочке, то очень навредишь ей. Природа мудра. Она каждому из нас дает только те задания и трудности, с которыми мы в состоянии справиться. Когда бабочка рождается, то тренирует свои крылья. Эти усилия очень важны для нее. Если ты поможешь ей, то она останется слабой, ее крылья не окрепнут. И встретившись на своем пути с первым же дуновением ветерка, она не сможет справиться и погибнет».

Также живут и люди. Каждое препятствие, встретившееся на нашем пути, делает нас сильнее и дает возможности для дальнейшего роста и совершенствования.

Вы никогда не окажете услугу человеку, если будете делать за него то, что он должен и может сделать сам.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей, желания учиться. И действительно, успех в юности — это завтрашний успех в жизни!

Подводим итоги

Итог выступления можно обобщить в следующих утверждениях:

  • компетентностный подход нужен для успеха в жизни;
  • успех формируется совместными усилиями педагога и ученика;
  • в основе моделирования ситуации успеха лежит творческая деятельность;
  • успех достигается использованием системы технологических операций, методов и приемов педагогической деятельности;
  • ситуацию успеха для учеников создает только успешный педагог.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.