Практика административной работы в школе :: Статья «Программа методического сопровождения развития кадрового потенциала педагогов»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Программа методического сопровождения развития кадрового потенциала педагогов»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №1 2018 г.
Рубрика материала: Методическая работа
Авторы: Бобылева Татьяна Николаевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (120965 байт)
 doc  скачать → (46866 байт)


   

 

1. Целевой раздел программы

1.1. Обоснование приоритетов (целевых ориентиров)

Фундаментальные перемены в жизни страны предъявляют принципиально новые требования к подготовке подрастающего поколения, следовательно, и к профессиональной компетентности учителя. Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога, так же как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества.

Суть представленной программы в том, чтобы создать условия для повышения профессионального уровня педагога на основе реализации компетентностного подхода, что создаст предпосылки для формирования ключевых компетенций у выпускников школы. Развитие профессиональной компетентности учителя и создание условий для становления творчески мыслящей личности обучающегося — факторы, оказывающие непосредственное влияние на успешное функционирование школы.

1.2. Предполагаемые результаты:

  • создание школьной нормативной правовой базы повышения квалификации педагогических кадров;
  • разработка и апробация новой практики повышения квалификации педагогов;
  • формирование творческих групп, обеспечивающих создание, поддержку и внедрение программы;
  • создание пакета методических рекомендаций по формированию и развитию профессиональных компетентностей педагога;
  • разработка методических материалов, которые в дальнейшем могут предлагаться при тиражировании опыта;
  • формирование умения анализировать, оценивать и планировать педагогическую деятельность и творческий поиск учителей с учетом внедрения инновационных технологий;
  • рост качества образования, что обеспечит повышение уровня конкурентоспособности и мобильности выпускников школы;
  • повышение профессионализма и компетентности педагогов школы.

1.3. Цель программы: создать условия для формирования педагогических компетентностей, соответствующих требованиям профессионального стандарта «Педагог».

1.4. Программа призвана решить следующие задачи:

  • изучить и проанализировать профессиональный потенциал педагогов школы, диагностировать запросы и выявить их методические затруднения;
  • организовать систему методической помощи педагогам в случае возникновения у них профессиональных затруднений;
  • подготовить педагога к работе в условиях инновационного развития школы;
  • создать условия для творческого роста педагогов.

1.5. Оценочный раздел программы: цели мониторинга, объект, предмет, субъекты, обоснование методов и периодичности, планирование мероприятий

1.5.1. Цель мониторинга деятельности педагогов — выявление уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов и отслеживание ее динамики.

1.5.2. Задачами мониторинга являются:

  • разработка критериев и показателей уровня сформированности профессиональной компетентности учителя;
  • организационно-методическое обеспечение и техническая поддержка процессов сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов школы;
  • оформление и представление информации о состоянии и динамике сформированности компетенций педагогов;
  • выработка рекомендаций по регулированию и коррекции факторов, влияющих на уровень профессиональной компетентности педагогов.

Содержание мониторинга сформированности компетенций должно соответствовать требованиям ФГОС общего образования.

1.5.3. Функции

Функциями мониторинга являются:

  • диагностическая, предполагающая выявление уровня сформированности компетенций педагогов;
  • прогностическая, заключающаяся в определении основных тенденций изменения уровня сформированности компетенций и составлении прогноза на перспективу;
  • функция координации и коррекции, предполагающая выявление и решение проблем;
  • мотивационная функция, ориентированная на побуждение участников образовательного процесса к самосовершенствованию.

1.5.4. Принципами мониторинга являются:

  • принцип научности, отражающий систему научных форм, методов и средств получения информации;
  • принцип оперативности, который предполагает сбор, обработку и предоставление информации о состоянии и динамике сформированности компетенций педагогов для оперативного принятия управленческого решения;
  • принцип целостности.

1.5.5. Требования к мониторингу — объективность, валидность, надежность, системность, учет индивидуальных особенностей педагогов, корректность.

1.5.6. Методы мониторинга сформированности компетенций:

  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • портфолио учителя;
  • самоанализ работы учителя за год;
  • материальные продукты деятельности;
  • анализ документации.

1.5.7. Мероприятия мониторинга результатов реализации программы методического сопровождения развития педагогических кадров

Показатель/Компонент Методы изучения Форма фиксации отчетности Периодичность

  Ответственный

Уровневая характеристика профессиональной компетентности учителя:

  • ценностно-смысловая компетенция;
  • учебно-познавательная компетенция;
  • информационно-коммуникативная компетенция;
  • компетенция здоровьесбережения;
  • ИКТ-компетенция
Анкетирование Личная карта результативности Ежегодно Зам. директора по УР

Современные образовательные технологии:

  • презентация опыта работы по реализации педагогической технологии
Наблюдение Карта наблюдения По мере необходимости   Администрация школы

Инновационные образовательные проекты:

  • оценивание уровня реализации педагогического проекта администрацией ОО
Наблюдение Карта наблюдения По мере необходимости   Администрация школы

Оценка эффективности компетентностно-ориентированного урока:

  • целеполагание;
  • технологизация;
  • познавательная деятельность учащихся;
  • результативность урока
Наблюдение Карта наблюдения По мере необходимости Администрация школы

Оценка эффективности урока с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталова):

  • целесообразность применения технологии на уроке;
  • соблюдение требований к здоровьесбережению;
  • влияние использования технологии на результативность урока;
  • деятельность учителя;
  • обоснованность отбора методов, приемов, форм;
  • результативность урока
Наблюдение Карта наблюдения По мере необходимости Администрация школы
 

Оценка эффективности урока с использованием технологии развивающего обучения:

  • соблюдение требований по здоровьесбережению;
  • влияние использования технологии на результативность урока;
  • деятельность учителя;
  • обоснованность отбора методов, приемов, форм;
  • результативность урока
Наблюдение Карта наблюдения По мере необходимости Администрация школы

Оценка эффективности урока с использованием технологии развития критического мышления (далее — ТРКМ):

  • целесообразность применения ТРКМ на уроке;
  • соблюдение требований по здоровьесбережению;
  • влияние использования ТРКМ на результативность урока;
  • деятельность учителя;
  • базовая модель ТРКМ (вызов, осмысление, рефлексия);
  • отбор методов, приемов и форм;
  • результативность урока
Наблюдение Карта наблюдения По мере необходимости Администрация школы

Эффективность урока с использованием средств ИКТ:

  • целесообразность применения ИКТ на уроке;
  • соблюдение требований по здоровьесбережению;
  • влияние использования ИКТ на результативность урока;
  • личный вклад учителя в разработку урока;
  • обоснованность отбора методов, приемов, форм;
  • результативность урока
Наблюдение Карта наблюдения По мере необходимости Администрация школы

Оценка эффективности урока с использованием метода проектов:

  • целесообразность применения метода;
  • соблюдение требований по здоровьесбережению;
  • влияние использования метода проектов на результативность урока;
  • организация самостоятельной работы учащихся на уроке;
  • технологичность;
  • обоснованность отбора методов, приемов, форм;
  • результативность урока
Наблюдение Карта наблюдения По мере необходимости Администрация школы
Эффективность педагогического менеджмента

Управление качеством образования в школе:

  • стратегическое планирование качества образования;
  • управление качеством образовательного процесса;
  • доступность качества образования;
  • потенциал образовательной системы 
Анализ документации Отчет Ежегодно Директор

Условия достижения качества образования в школе:

  • качество педагогического коллектива;
  • качество информационного и учебно-методического обеспечения;
  • качество технологий обучения;
  • методическое сопровождение инновационной работы
Анализ документации Отчет Ежегодно Директор

Качество образовательного процесса:

  • качество образовательного процесса в целом;
  • качество профильного обучения;
  • качество воспитательного процесса;
  • здоровьесбережение учащихся
Анализ документации Отчет Ежегодно Директор

Профессиональная компетентность педагога

Предметная компетентность:

  • знание предмета и увлеченность им;
  • знание смежных наук (предметов);
  • знание и обеспечение реализации содержания и структуры базисного учебного плана;
  • знакомство с современным состоянием преподаваемых дисциплин и смежных с ними дисциплин;
  • умение искать и отбирать информацию по преподаваемой дисциплине;
  • самостоятельная работа по накоплению научно-методических материалов, проблем, решений;
  • работа с периодикой по преподаваемым предметам; 
  • умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса обучающихся и достижения учебных целей;
  • глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы;
  • готовность и желание понимать, учиться и осваивать новое
Наблюдение Личная карта результативности Ежегодно Экспертная группа
Психологическая компетентность:
  • знание психологии как предмета;
  • умение использовать педагогические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности;
  • знание возрастной психологии, психологии творчества, психологии общения;
  • развитие в себе рефлексивной культуры;
  • эмпатия;
  • умение видеть, чувствовать и оценивать состояние другого человека;
  • умение стимулировать активность обучающихся
Наблюдение Личная карта результативности Ежегодно Экспертная группа

Методическая компетентность:

  • глубина работы над методическим оснащением образовательного процесса;
  • поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся;
  • владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности;
  • владение техникой развивающего контроля сформированности ЗУН и ключевых компетентностей обучающихся с учетом принятых норм оценок;
  • знание и использование в своей работе современных образовательных технологий, в том числе ИКТ;
  • использование современных методов и форм работы, типов, видов, форм уроков в зависимости от целей урока;
  • использование дифференцированного подхода;
  • уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • умение работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме;
  • рациональное использование в своей работе ИКТ и средств наглядности
Наблюдение Личная карта результативности Ежегодно Экспертная группа

Коммуникативная компетентность:

  • заинтересованность в результатах коллективной работы;
  • способность к работе в группе;
  • готовность к творческой и исследовательской работе;
  • трудовая дисциплина;
  • активная жизненная позиция (инициативность, заинтересованное отношение к происходящему);
  • педагогическая этика, способность избегать конфликтов, доброта, внимание;
  • стремление к расширению кругозора;
  • реализация идей здоровьесберегающей педагогики;
  • взаимодействие и сотрудничество с родителями;
  • умение регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками образовательного процесса
Наблюдение Личная карта результативности Ежегодно Экспертная группа

Педагогическая компетентность:

  • способность и желание работать с учениками;
  • умение увлечь обучающихся;
  • способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность;
  • наличие системы внеклассной работы;
  • умение организовать коллективную деятельность с воспитанниками;
  • умение организовать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося;
  • сохранность контингента обучающихся;
  • умение создавать комфортную обстановку;
  • заинтересованность в результате своей работы;
  • уровень достижения поставленных целей
Наблюдение Личная карта результативности Ежегодно Экспертная группа

Оценка качества профессиональной деятельности учителя:

  • успеваемость по предмету;
  • качество знаний учащихся по итогам административных контрольных работ;
  • анализ промежуточной аттестации;
  • динамика учебной успешности школьников;
  • уровень качества образования по результатам ОГЭ и ЕГЭ;
  • индивидуальная работа с учащимися;
  • внеклассная работа по учебным предметам;
  • использование современных образовательных технологий в учебном процессе в соответствии с ФГОС ОО;
  • ведение электронного журнала (при наличии);
  • участие учеников в очных и интернет-олимпиадах, конкурсах;
  • наличие победителей и призеров конкурсов различного уровня;
  • руководство проектно-исследовательской деятельностью и ее результаты;
  • обобщение и распространение педагогического опыта (публикации);
  • участие в педагогических и методических мероприятиях (выступления);
  • курсовая подготовка;
  • авторские продукты деятельности, открытые уроки и мероприятия;
  • инновационная деятельность;
  • оснащение учебного кабинета;
  • участие в наполнении и обновлении школьного сайта;
  • качество разработки и реализации рабочих программ по предметам;
  • участие в разработке ООП школы;
  • оформление классного журнала;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • данные мониторинга удовлетворенности учащихся и родителей (законных представителей) учащихся качеством предоставляемых услуг;
  • безопасность участников образовательного процесса;
  • организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
  • уровень коммуникативной культуры при общении с обучающими и родителями;
  • уровень исполнительской дисциплины, наличие дисциплинарных взысканий
Анализ документации (портфолио учителя, материальные продукты деятельности) Лист самоанализа работы учителя. Рейтинговая оценка Ежеквартально    Директор, заместители директора школы

2. Содержательный раздел программы

2.1. Особенности методического сопровождения для разных категорий сопровождаемых педагогов

Составление индивидуального плана повышения профессиональной компетентности педагога

Этап сопровождения

 Особенности методического сопровождения для разных категорий сопровождаемых педагогов

Педагоги ОО Руководители ШМО Администрация
Формирование запроса на сопровождение
  •  Диагностика (первичная и повторная для получения результатов в динамике);
  • мотивация на принятие профессиональной поддержки;
  • тренинги, корректирующая работа с психологом;
  • мониторинг потребностей учителя;
  • индивидуальная работа с учителем по постановке цели развития;
  • оценка возможностей в достижении поставленной цели
  • Научно-методический совет;
  • проблемно-творческая группа
  • Банк информации об уровне квалификации учителя, профессиональной компетентности (фактические данные при отборе на программу);
  • аналитические материалы
Организация диагностического исследования уровня профессионального развития педагогов Листы наблюдения, анкеты, опросники, диагностики, листы рефлексии Сводные листы диагностики Исследование и анализ исходной ситуации, выявление внутренних ресурсов педагога
Поддержка профессиональной деятельности педагогов Составление индивидуального плана повышения профессиональной компетентности педагога Составление плана методической работы с коллективом по приоритетным направлениям повышения профессиональной компетентности коллектива в целом Создание банка методических рекомендаций по реализации индивидуального плана повышения профессиональной компетентности педагогов
Анализ результатов сопровождения • Анализ результатов деятельности;

 

• планирование мероприятий по улучшению результатов

• Разработка и совершенствование методических и дидактических материалов;

• участие в проведении педагогического эксперимента по внедрению новых программ, УМК и технологий обучения и др.;

• разработка и апробация новых форм, средств и методов обучения и воспитания;

• проведение педагогических исследований;

• подготовка материалов к защите;

• подготовка публикаций
• Аналитические материалы;

• портфолио педагога;

• материалы обобщения опыта

 

2.2. План работы профессионального сообщества учителей «Повышение педагогического мастерства»

Данное направление связано с необходимостью педагога планомерно строить работу по построению своей профессиональной траектории с устойчивой педагогической направленностью на профессиональное развитие.

Задачи Тематики  (как смыслы деятельности) Формы работы Результат
Создать условия, обеспечивающие методическое сопровождение педагогов с учетом его педагогического стажа, возраста, квалификации, отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода) На данный момент мы не владеем информацией о возможностях, потребностях и интересах педагогов, в результате будем их изучать через опросы, анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся, коллег воспитателей, бесед с учениками, будем знать общую картину потребностей, интересов и обладать точной информацией об уровне профессиональной компетенции
  •  Изучение учебно-методического комплекса;
  • посещение занятий;
  • анкетирование;
  • собеседование с педагогами;
  • диагностика и самодиагностика профессиональных затруднений
 • Создание условий для развития профессиональной компетентности
Создать эффективную поэтапную систему методической помощи с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из этапов На данный момент мы обладаем технологией проектирования маршрута профессиональной деятельности, в результате это поможет разрешению имеющихся проблем
  •  Разработка плана самообразования;
  • разработка плана работы по повышению квалификации;
  • обобщение и распространение педагогического опыта
 • Организация работы по повышению компетентностей
Оказать помощь педагогу путем использования активных методов и форм На данный момент мы владеем теорией оказания помощи педагогу путем систематического обучения и стимулирования педагогической активности, путем использования активных методов и форм повышения квалификации. Это обеспечит высокоэффективную систему педагогической деятельности • Систематическое обучение: консультирование, семинары, круглые столы, деловые игры, дискуссии, конференции, курсы повышения квалификации, школа педагогического мастерства;

 

• стимулирование педагогической активности: смотры, конкурсы, методические дни, ярмарка презентации опыта педагогов

 Становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности.

Индивидуальная программа профессионального развития педагога

Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами образования Мы не владеем системой диагностики. Построение такой системы и совместное обсуждение результатов поможет в решении проблем и обеспечит прогнозирование и дальнейшие планы по методическому сопровождению
  •  Мониторинг;
  • оценочный тест;
  • анкетирование родителей, коллег
План методического сопровождения на новый этап

 3. Организационный раздел программы

Суть предлагаемой инициативы в том, чтобы создать условия для повышения профессионального уровня педагога на основе компетентностного подхода, что создаст предпосылки формирования у выпускников ключевых компетенций.

3.1. Сопровождение по основным направлениям:

  • аналитическая деятельность (мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей, создание базы данных об учителях, выявление профессиональных затруднений педагогов, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта);
  • информационная деятельность (формирование банка педагогической информации, информирование педагогов о новых направлениях в развитии образования);
  • организационно-методическая деятельность (изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи, содействие повышению профессиональной подготовки учителей, проведение семинаров, конференций, фестивалей, конкурсов);
  • консультационная деятельность (организация консультационной работы для педагогов).

3.2. Способы взаимодействия

3.2.1. Индивидуальные способы взаимодействия:

  • изучение информационных запросов педагогических кадров;
  • организация индивидуальных консультаций;
  • экспертиза результатов педагогической деятельности;
  • оказание помощи молодым специалистам;
  • самообразование учителя;
  • работа учителя над личной методической темой;
  • организация подготовки педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах;
  • обобщение передового педагогического опыта учителей;
  • создание портфолио как мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности;

психолого-педагогическая поддержка.

3.2.2. Коллективные способы взаимодействия:

  • работа над методической темой школы «Формирование и развитие профессиональной компетентности современного учителя как средство повышения качества образования»;
  • организация и проведение мастер-классов, теоретических семинаров, семинаров-практикумов;
  • работа семинаров для руководителей школьных методических объединений и учителей по организации и планированию методической работы;
  • работа в составе предметных методических объединений;
  • работа в составе творческих групп учителей;
  • разработка методических рекомендаций по реализации новых педагогических технологий;
  • организация групповых консультаций;
  • проведение предметных методических декад по всем учебным дисциплинам.

4. Этапы реализации программы

Первый этап — диагностический. Выявление затруднений в педагогической деятельности и уровня развития профессиональных компетентностей учителей (сентябрь — декабрь первого года реализации программы).

Второй этап — подготовительный. Целеполагание, создание творческой группы по реализации программы, распределение учителей по группам: группа молодого учителя, группа совершенствования педагогического мастерства, группа высшего педагогического мастерства (январь — май первого года реализации программы).

Третий этап — практический. Курсы повышения квалификации, научные семинары, лекции ученых, дистанционные курсы, методические семинары, мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации, участие в конкурсах, подготовка публикаций (второй год реализации программы).

Четвертый этап — аналитический. Анализ достигнутых результатов (май — июнь второго года реализации программы).

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.