Практика административной работы в школе :: Статья «Программа «Развитие профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения профессионального стандарта ”Педагог“»»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Программа «Развитие профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения профессионального стандарта ”Педагог“»»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №1 2018 г.
Рубрика материала: Методическая работа
Авторы: Куневская Людмила Викторовна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (133606 байт)
 doc  скачать → (61299 байт)


   

 

1. Паспорт программы

Основания для разработки программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Указ Президента Р Ф от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013−2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Р Ф от 15.05.2013 № 792-р.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“».
  5. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012−2018 гг, утвержденная распоряжением Правительства Р Ф от 26.11.2012 № 2190-р.
  6. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена Правительством Р Ф 28.05.2014 № 3241 п-П8).
  7. Письмо Минобрнауки России от 12.09.2013 № НТ-883/17 «О реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“».
  8. Программа развития лицея на 2014−2018 гг.

Цель программы:

обеспечение перехода лицея на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагог».

Задачи программы

  1. Организация системы методической работы в лицее, обеспечивающей формирование и развитие у педагогов новых профессиональных компетентностей.
  2. Повышение качества образовательной деятельности лицея и, как следствие, результативности и эффективности деятельности образовательной организации (далее — ОО).
  3. Повышение рейтинга лицея в муниципальной, региональной и российской системах образования.

Этапы реализации программы

Первый этап — организационно-подготовительный

  1. Изучение педагогическим коллективом профессионального стандарта «Педагог».
  2. Самооценка педагогами трудовых функций в соответствии со стандартом.
  3. Разработка программы развития профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения профессионального стандарта «Педагог» (далее — Программа).
  4. Разработка новой модели компетентностей педагога лицея.
  5. Разработка новых критериев и показателей сформированности компетентностей педагогов лицея.
  6. Корректировка локальных нормативных правовых актов ОО.

Второй этап — внедренческий

  1. Реализация Программы.
  2. Промежуточный контроль выполнения Программы.
  3. Промежуточный контроль результативности Программы.
  4. Внесение коррективов в Программу (при необходимости).

Третий этап — аналитико-обобщающий.

Анализ и обобщение результативности и эффективности реализации Программы, обозначение дальнейших перспектив развития профессиональных компетентностей педагогов лицея.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  1. Освоение педагогами лицея новых профессиональных компетентностей в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» на оптимальном уровне.
  2. Ежегодная положительная динамика соответствия профессиональных компетентностей педагогов лицея профессиональному стандарту «Педагог».
  3. Повышение качества образовательной деятельности лицея и, как следствие, результативности и эффективности его деятельности.
  4. Стабильность или положительная динамика рейтинга лицея в муниципальной, региональной и российской системе образования.

Контроль реализации Программы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов

  1. Самообследование деятельности лицея (ежегодно в конце каждого учебного года).
  2. Отчет директора лицея перед управляющим советом о ходе реализации Программы (ежегодно в начале каждого учебного года).
  3. Анализ результативности и эффективности методической работы лицея на заседании научно-методического совета (ежегодно в конце каждого учебного года).
  4. Оценка результативности и эффективности работы каждого педагога по критериям и показателям, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог» (два раза в год).

 

2. Информация об образовательной организации

Лицей — статусная инновационная ОО, деятельность которой построена на принципах оптимального сочетания стабильного функционирования и инновационного развития. Одним из приоритетных направлений развития лицея является развитие профессионализма педагогических работников.

За время реализации предыдущей программы развития наблюдалась положительная динамика сформированности профессиональных компетентностей педагогов лицея.

Далее приводятся данные о сформированности компетентностей по годам реализации программы.

В связи с разработкой и принятием новой программы развития лицея возникла необходимость разработки и новой программы развития профессиональных компетентностей педагогов ОО.

 

3. Постановка проблемы

В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,

минуя голову учителя.

К.Д. Ушинский

В профессиональном стандарте «Педагог» говорится о новых компетенциях учителя:

  • работа с одаренными учащимися;
  • работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
  • работа со школьниками, имеющими проблемы в развитии;
  • работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Несмотря на реализованную предыдущую программу по развитию профессиональных компетенций педагогов лицея и имеющийся достаточно высокий уровень профессионализма педагогического коллектива, большей частью указанных выше компетенций педагоги лицея еще не овладели. Кроме того, от педагога нельзя требовать того, чему его никто не учил!

 

4. Содержание методической работы с педагогами по формированию и развитию у них новых профессиональных компетенций в соответствии со стандартом

4.1. Организационно-подготовительный этап (продолжительность — один учебный год)

Таблица 1

 

Содержание Форма Сроки Ответственный Необходимость в привлечении специалистов
Анализ методической деятельности лицея за прошедший учебный год и планирование на новый Научно-методический совет (далее — НМС) Август

Администрация

 
Знакомство педагогического коллектива с планом методической работы на учебный год Педагогический совет (далее — ПС) Август Администрация  
Профессиональный стандарт педагога: единые требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности педагогов лицея

Заседания М О, педагогического совета

Октябрь — ноябрь Администрация

   Специалисты кафедры управления образованием НИПКиПРО

Самооценка педагогами трудовых функций в соответствии со стандартом. Выявление трудовых функций, требующих формирования и/или развития (см. таблицу 2) Анкетирование Ноябрь  Творческая группа  
Подготовка Программы развития профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения профессионального стандарта «Педагог» Проект Декабрь — январь Творческая группа Рецензия специалистов кафедры управления образованием НИПКиПРО
Обсуждение Программы, внесение корректив, принятие Программы НМС Январь — февраль Творческая группа, члены НМС
Разработка и принятие обновленной модели компетентностей педагога лицея ПС Январь — март

  Творческая группа, администрация

 
Корректировка критериев и показателей результативности и эффективности работы педагогов лицея Проект Январь — май Творческая группа

 

Внешняя экспертиза Программы Образовательная выставка Март Администрация

  Экспертная комиссия

Внесение изменений в локальные нормативные акты лицея, регламентирующие систему оплаты труда Локальные акты До августа следующего уч. года Администрация Юрист

4.2. Внедренческий этап (продолжительность — три учебных года)

В таблице 2 представлены трудовые функции, которые, согласно самооценке педагогов лицея (см. п. 4 таблицы 1) требуют формирования и (или) развития у всего педагогического коллектива. Соответственно, данные функции будут включены в систему методической работы лицея.

Специальные предметные трудовые функции (учителя начальных классов, учителя математики и информатики, учителя русского языка) или трудовые функции, вызывающие затруднения у какого-либо конкретного методического объединения (кафедры) будут формироваться и (или) развиваться согласно планам методической работы этого МО.

Трудовые функции, вызывающие затруднения у незначительного числа педагогов лицея, формируются и (или) развиваются путем самообразования, получения консультаций у специалистов, наставничества более опытных педагогов согласно планам индивидуального развития педагога.

Уровни системы методической работы по формированию у педагогов лицея новых профессиональных компетентностей представлены на схеме.

Схема. Уровни системы методической работы

Таблица 2. Трудовые функции, которые требуют формирования и/или развития у всего педагогического коллектива

Сроки формирования Трудовая функция  «Обучение» Трудовая функция «Развитие» Трудовая функция «Воспитание»

Работа с одаренными учащимися

Сентябрь — январь 1. Использовать специальные подходы к обучению, чтобы включить в образовательный процесс одаренных учеников.

2. Владеть ИКТ-технологиями, в том числе технологиями дистанционного обучения.

3. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков.

4. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность с точки зрения развития одаренных учащихся
1. Знать общие закономерности развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

2. Уметь составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития учащегося (с учетом личностных и возрастных особенностей).

3. Владеть психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с одаренными учащимися
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.

2. Эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

3. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

4. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся

Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии

Январь — август

1. Использовать специальные подходы к обучению, чтобы включить в образовательный процесс учеников с особыми потребностями в образовании.

2. Уметь объективно оценивать учащихся, используя различные формы и методы контроля.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность для учащихся, имеющих проблемы в развитии

1. Выявлять в ходе наблюдения разнообразные проблемы учеников, связанные с особенностями их развития

2. Быть готовым принять разных учеников, вне зависимости от их возможностей, особенностей поведения, состояния здоровья. Возникновение и поддержание профессиональной установки на оказание помощи любому школьнику.

3. Взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

4. Уметь читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов

и т. д.).

5. Владеть специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу 

1. Уметь общаться со школьниками, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

2. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

3. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.4. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка)

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования

Сентябрь — январь 1. Использовать специальные подходы к обучению, чтобы включить в образовательный процесс учеников с ограниченными возможностями здоровья.2. Уметь планировать, проводить уроки по программам инклюзивного образования, анализировать их эффективность 1. Владеть психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: учениками с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), учениками с ОВЗ  

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении

Январь — август 1. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность для девиантных учащихся, зависимых, социально запущенных и социально уязвимых, а также учащихся, имеющих серьезные отклонения в поведении

1. Оказывать адресную помощь школьнику.

2. Уметь защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

3. Владеть психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися: социально уязвимыми и попавшими в трудные жизненные ситуации школьниками, детьми-сиротами, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

4. Уметь проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе
1. Уметь эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

2. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать тем из них, кто оказался в конфликтной ситуации и (или) неблагоприятных условиях.

3. Уметь устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в ОО

Организация изучения русского языка учащимися, для которых он не является родным

Сентябрь — январь

1. Использовать специальные подходы к обучению, чтобы включить в образовательный процесс учеников, для которых русский язык не является родным.

2. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность применительно к учащимся, для которых русский язык не является родным

1. Владеть психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с детьми-мигрантами 1. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий школьников, половозрастных и индивидуальных особенностей

 

Технология работы по формированию и (или) развитию каждой из указанных новых компетентностей педагогов представлена в таблице 3.

Таблица 3. Технология работы по развитию компетентностей педагогов

Форма работы Сроки Комментарий Интеллектуальные ресурсы

   Финансовые ресурсы

Заседания педагогического совета Август, январь Цель: введение в методическую тему, информирование педагогов о содержании новой компетентности педагогов Субъекты, занимающиеся данной проблемой Выплата по договору возмездного оказания услуг
Самодиагностика педагогами лицея сформированности трудовых функций по новой компетентности Август, январь Проводится по разработанным критериям и показателям сформированности той или иной компетентности, заносится в мониторинговую таблицу, определяется средний балл по каждому педагогу, по педагогам отдельного МО, по каждой трудовой функции, по лицею в целом. На основании полученных данных планируется методическая работа как в целом по лицею, так

и по отдельным М О

Члены творческой группы Стимулирующие выплаты членам творческой группы
Семинары, проблемные лекции, психологические тренинги, открытые уроки, классные часы, родительские собрания, мастер-классы, дискуссии, методические недели, НМС, ПС, конференции, педагогические чтения Сентябрь — ноябрь, февраль — апрель Данные формы работы используются при формировании и (или) развитии трудовых функций, указанных в таблице 2 (форма выбирается исходя из целесообразности) Педагогический коллектив лицея, специалисты организаций, занимающиеся данной проблемой Педагогические работники получают премии.

Привлеченные специалисты получают оплату по договору возмездного оказания услуг

Неделя диагностики и контроля Декабрь, май Посещение уроков всех педагогов лицея членами НМС (возможно вместе с педагогом-психологом, социальным педагогов

и т. д.) с целью оценки владения педагогом формируемой функции (оценка проводится по специально разработанной карте анализа урока, позволяющей измерить уровень овладения учителем той или иной компетенцией). Составляется мониторинговая таблица, определяется уровень сформированности новой компетентности у педагогов, выстраивается рейтинг

Члены НМС, службы сопровождения образовательного процесса, возможно привлечение других участников образовательных отношений (родителей учащихся, старшеклассников) Премирование педагогов, показавших высокий уровень сформированности компетентности
Мастер-классы, презентация опыта, наставничество  При необходимости Проводится педагогами, показавшими высокий уровень, для педагогов, показавших результат от среднего до низкого уровня Педагогический коллектив лицея Премирование за презентацию опыта работы
Методическое сопровождение, самообразование До получения результатов сформированности компетентности Данные формы работы предлагаются педагогам, показавшим результат от среднего до низкого уровней Педагогический коллектив лицея Не предусмотрен
Обучение педагогов в институтах повышения квалификации, в образовательных и специализированных центрах, в других ОО Постоянно Данные формы работы предлагаются педагогам, показавшим результат от среднего до низкого уровня Интеллектуальный ресурс преподавателей институтов, образовательных и специализированных центров, других О О

Бюджетные средства, выделяемые на курсы повышения квалификации педагогов. Внебюджетные средства

Обучение в ведущих университетах и образовательных центрах России и других стран. Выезды на образовательные семинары и тренинги Июнь — август Данные формы предлагаются педагогам, чья профессиональная деятельность требует овладения той или иной компетентностью на высоком уровне, например учителям, работающим в специализированных классах для одаренных учащихся. Им будет отдан при-

 

оритет при направлении на курсы повышения квалификации, предполагающие данное направление работы

Интеллектуальный ресурс организаторов курсов Внебюджетные средства лицея, гранты, личные средства преподавателей

 

4.3. Аналитико-обобщающий этап (2-е полугодие одного учебного года)

На данном этапе проводится анализ и обобщение результативности и эффективности реализации Программы, обозначение дальнейших перспектив развития профессиональных компетентностей педагогов лицея на основе анализа данных диагностики сформированности у педагогов лицея новых профессиональных компетентностей.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.