Практика административной работы в школе :: Статья «Положение об организации занятий, оценивании и аттестации учащихся по предмету «Физическая культура»»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Положение об организации занятий, оценивании и аттестации учащихся по предмету «Физическая культура»»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №1 2018 г.
Рубрика материала: Образовательный процесс
Авторы: Погребняк Виталий Владимирович, Бобылева Людмила Федоровна, Коваленко Ольга Григорьевна, Таирова Елена Леонидовна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (111110 байт)
 doc  скачать → (31215 байт)


   

 

Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся»;
  • приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.1992 № 86/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;
  • приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.08.2001 № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры»;
  • приказом Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту РАО от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
  • приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»;
  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821−10 „Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях“»;
  • Методическими рекомендациями НИИ гигиены к охране здоровья детей и подростков РАМН «Медико-педагогический контроль над организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» (2012 г.);
  • Методическими рекомендациями «Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе (письмо Министерства здравоохранения СССР от 22.02.1980 № 08−14/1−14);
  • Методическими рекомендациями «Врачебный контроль за нагрузкой учащихся на уроках физической культуры в общеобразовательных школах" (письмо Министерства здравоохранения СССР от 27.12.1984 № 11−14/30−7);
  • письмом Министерства образования РФ от 31.10.2003 № 13−51−263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

1. Комплектование групп и допуск учащихся к занятиям физической культурой

1.1. Комплектование медицинских групп учащихся для занятий физической культурой

1.1.1. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся в зависимости от состояния здоровья распределяются на три медицинские группы, за исключением учащихся, имеющих освобождение:

  • основная;
  • подготовительная;
  • специальная.

1.1.2. К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят учащихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом реакции кардиореспираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем физической подготовки, соответствующим возрасту и полу.

1.1.3. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят следующих учащихся:

  • без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом кардиореспираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем физической подготовки, не соответствующим возрасту и полу;
  • с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или неблагоприятным типом реакции кардиореспираторной системы на дозированную физическую нагрузку;
  • часто болеющих (три и более раз в год);
  • переведенных из основной в подготовительную медицинскую группу после перенесенных заболеваний, травм и окончания сроков освобождения от занятий физической культурой на период, определяемый медицинским учреждением индивидуально.

1.1.4. К специальной медицинской группе для занятий физической культурой относят учащихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья, функционального и органического генеза в стадии компенсации.

1.1.5. Определение медицинских групп осуществляется на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма и уровня физической подготовленности учащегося. Функциональные возможности организма учащихся определяются медицинскими работниками.

1.1.6. Медицинская группа учащихся для занятий физической культурой определяется врачом-педиатром на основании заключений каждого специалиста, участвующего в проведении профилактических врачебных осмотров, где даются рекомендации по физическим нагрузкам и обязательно указывается медицинская группа для занятий по физической культуре.

1.1.7. Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической культурой не допускаются.

1.1.8. Медицинская группа для занятий физической культурой каждого учащегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала медицинским работником.

1.1.9. При организации занятий специальной медицинской группы следует учитывать возраст учащихся и их нозологические формы заболевания. Рекомендуется выделять следующие подгруппы: учащиеся с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, нервной и эндокринной системы, заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы, заболеваниями костно-мышечной системы и органов зрения.

1.2. Изменение медицинской группы учащихся для занятий физической культурой в течение учебного года

1.2.1. Изменение медицинской группы для занятий физической культурой устанавливается врачом-педиатром на основании особенностей динамики показателей состояния здоровья, функциональных возможностей организма и физической подготовки.

1.2.2. При положительной динамике показателей возможен перевод из специальной медицинской группы в подготовительную и из подготовительной медицинской группы — в основную. При неадекватности физической нагрузки функциональным возможностям организма учащегося следует перевести из основной в подготовительную или из подготовительной — в специальную медицинскую группу.

1.3. Допуск учащихся к занятиям физической культурой

1.3.1. На уроки физической культуры допускаются учащиеся, имеющие при себе спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивных занятий или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда.

1.3.2. Перед началом занятия учителю следует проконтролировать самочувствие учащихся. Не разрешается допускать к занятиям физической культурой учащихся при:

  • наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость, сердцебиение;
  • остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, катаральные явления и др.);
  • травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.;
  • опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструальный период);
  • выраженном нарушении носового дыхания, выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов).

1.3.3. Приведенные выше противопоказания для занятий физической культурой относятся к учащимся всех медицинских групп.

1.3.4. Все учащиеся, освобожденные от физических нагрузок, находятся в помещении спортивного зала (или на территории стадиона) под наблюдением учителя физической культуры.

1.3.5. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий освобожденных учащихся. Возможно теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в организации урока, осуществление судейства.

1.3.6. При пропуске уроков учащийся обязан подтвердить причину отсутствия медицинской справкой или иным документом, который передается классному руководителю или учителю физической культуры.

1.4. Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений

При проведении занятий учителю следует обращать особое внимание и проявлять повышенную осторожность при использовании физических упражнений, потенциально опасных для здоровья детей. При наличии заболеваний следует строго дозировать физическую нагрузку учащихся и исключить для них физические упражнения, противопоказанные к выполнению по состоянию здоровья.

2. Педагогический контроль организации занятий физической культурой

2.1. Образовательные программы физического воспитания для учащихся различных медицинских групп

2.1.1. Занятия физической культурой учащихся основной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами в полном объеме. Разрешается посещение спортивных секций, кружков, участие в соревнованиях, подготовка и сдача нормативов физической подготовки соответственно возрасту, сдача практической части экзамена по предмету «Физическая культура».

2.1.2. Занятия физической культурой учащихся подготовительной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами при условии постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. При отсутствии противопоказаний с разрешения врача может проводиться подготовка и сдача нормативов физической подготовки соответственно возрасту, посещение спортивных секций со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок.

2.1.3. Занятия физической культурой учащихся специальной медицинской группы проводятся в соответствии с программами физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья.

2.2. Особенности методики физического воспитания учащихся специальной медицинской группы

2.2.1. Основными задачами физического воспитания учащихся специальной медицинской группы являются:

  • укрепление здоровья; повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
  • постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам;
  • овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья учащегося с учетом заболеваний;
  • развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • контроль дыхания при выполнении физических упражнений;
  • обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовки;
  • формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • формирование у учащихся культуры здоровья.

2.2.2. Физическое воспитание учащихся специальной медицинской группы представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах и методах обучения, к числу которых относятся принципы доступности и индивидуализации, систематичности и постепенности, методы стандартно-непрерывного и стандартно-интервального упражнения.

2.2.3. В физическом воспитании учащихся специальной медицинской группы применяются разнообразные формы организации занятий: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя (выполнение комплекса оздоровительной и корригирующей гимнастики, пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры малой интенсивности, посещение бассейна и др.). Основной формой занятий является урок.

2.2.4. Уроки физической культуры учащихся специальной медицинской группы должны быть направлены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, развитие физических качеств.

2.2.5. В отличие от урока физической культуры учащихся основной медицинской группы на уроке учащихся специальной медицинской группы продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается, а основной сокращается. Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях.

2.2.6. Для распределения программного материала на учебный год составляется годовой план-график, который определяет последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий в каждую четверть (полугодие). Целесообразно использовать комплексный способ прохождения материала, предусматривающий применение одновременно средств двух-трех видов физической подготовки.

3. Оценивание и итоговая аттестация учащихся различных медицинских групп

3.1. Критерии оценивания учащегося на уроках физической культуры

3.1.1. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры в соответствии со следующими требованиями:

• «2» (неудовлетворительно)

Учащийся:

— не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;

— не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры;

—не мотивирован к выполнению физических упражнений, не демонстрирует положительных изменений своих физических возможностей, которые должны быть зафиксированы учителем физической культуры;

— не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств;

— не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры;

• «3» (удовлетворительно)

Учащийся:

— имеет с собой спортивную форму не в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;

— выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и правила охраны труда при выполнении спортивных упражнений;

— старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, имеет незначительные, но положительные изменения в своих физических возможностях, которые зафиксированы учителем физической культуры;

— продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия;

— частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры;

• «4» (хорошо)

Учащийся:

— имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;

— выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и правила охраны труда при выполнении спортивных упражнений;

— мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях учащихся, которые зафиксированы учителем физической культуры;

— на уроках постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдает или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста;

— выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры;

• «5» (отлично)

Учащийся:

— имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;

— выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает правила гигиены и охраны труда при выполнении спортивных упражнений;

— стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в его физических возможностях, которые зафиксированы учителем. Занимается самостоятельно в спортивной секции школы, района или города, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях различных уровней;

— на уроках постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдает или подтверждает все требуемые для своего возраста нормативы по физической культуре;

— выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

3.1.2. Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических и практических знаний, а также с учетом динамики физической подготовленности.

3.2. Оценивание и итоговая аттестация учащихся специальной медицинской группы

3.2.1. При оценивании и итоговой аттестации рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных программ по физической культуре для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, рекомендованными федеральными или региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.

3.2.2. Основной акцент в оценивании учебных достижений учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на их стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть зафиксированы учителем и сообщены учащемуся и его родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.

3.2.3. Положительная отметка должна быть выставлена учащемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.

3.2.4. При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства учащегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.

3.2.5. Итоговая отметка по физической культуре учащимся специальной медицинской группы выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и физической подготовки, а также прилежания.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.