Практика административной работы в школе :: Статья «Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №1 2018 г.
Рубрика материала: Образовательный процесс
Авторы: Шестакова Наталья Михайловна, Таболина Ольга Анатольевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (105110 байт)
 doc  скачать → (29573 байт)


   

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану (далее — Положение) разработано на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • устава гимназии.

1.2. С учетом возможностей и потребностей учащихся общеобразовательные программы могут осваиваться по индивидуальному учебному плану (далее — ИУП). Обучение по индивидуальному учебному плану является видом освоения учащимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно под контролем учителя, с последующей аттестацией.

1.3. Целью обучения обучающихся по ИУП является удовлетворение потребностей учащихся с учетом их особенностей путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.

1.4. Обучение по ИУП может быть организовано для учащихся:

  • с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого школьного коллектива;
  • с высокой степенью успешности в освоении образовательных программ;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • по иным основаниям.

1.5. На обучение по ИУП могут быть переведены учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность.

1.6. Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

1.7. Порядок осуществления обучения по ИУП определяется ГБОУ «Гимназия № 505» г. Санкт-Петербурга (далее — гимназия) самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.

1.8. Ознакомление родителей (законных представителей) учащихся с настоящим Положением осуществляется на родительских собраниях при приеме учащихся в гимназию. Данное Положение подлежит опубликованию на официальном сайте гимназии.

 

2. Перевод на обучение по ИУП

2.1. ИУП разрабатывается персонально для каждого учащегося на основе учебного плана гимназии.

2.2. При формировании ИУП может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план гимназии.

2.3. Возможность обучения по ИУП, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлена с 1-го класса.

2.4. ИУП составляется, как правило, на один учебный год либо на иной срок, указанный в заявлении об обучении по ИУП учащегося или его родителей (законных представителей).

2.5. ИУП определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения (если ИУП рассчитан более чем на один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации учащихся.

2.6. ИУП разрабатывается в соответствии со спецификой образовательных отношений и возможностями гимназии.

2.7. При реализации образовательных программ в соответствии с ИУП могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, а также электронное обучение.

2.8. Перевод на обучение по ИУП осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся либо по заявлению совершеннолетних учащихся.

2.9. Перевод на обучение по ИУП учащихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению их родителей (законных представителей).

2.10. В заявлении указываются срок, на который учащемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания учащегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).

2.11. Заявления о переводе на обучение по ИУП принимаются в течение учебного года до 1 марта.

2.12. Обучение по ИУП начинается, как правило, с начала учебного года.

2.13. Перевод на обучение по ИУП оформляется приказом директора гимназии.

2.14. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического совета.

2.15. Лицу, обучающемуся по ИУП, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда гимназии, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ, мастерскими, спортивным залом и иными учебными помещениями и сооружениями, продолжать обучение в гимназии.

2.16. С учетом желания и способностей учащемуся могут быть предоставлены права свободного посещения классно-урочных занятий, изучения отдельных курсов и тем в форме самообразования и других формах, преду-

смотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

2.17. Гимназия с учетом запросов родителей (законных представителей) учащихся и самих учащихся определяет сроки и уровень реализации программ. Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, список педагогов, ведущих обучение, оформляются приказом директора гимназии.

2.18. Учащиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные им учебные занятия.

2.19. Промежуточная и итоговая государственная аттестация учащихся, их перевод в следующий класс осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также локальными актами гимназии.

 

3. Требования к ИУП начального общего образования

3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования ИУП начального общего образования предусматривает:

  • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • иные учебные предметы с учетом потребностей обучающегося и возможностей гимназии.

3.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений (в 1-м классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует).

3.3. Индивидуализация содержания основной обще-

образовательной программы начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности.

3.4. В ИУП начального общего образования входят следующие обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.

3.5. По выбору родителей (законных представителей) учащихся ими изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

3.6. Количество учебных занятий за четыре учебных года не может составлять менее 2 904 часов и более 3 345 часов.

3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. ИУП может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального общего образования составляет не более одного года.

3.8. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

 

4. Требования к ИУП основного общего образования

4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования ИУП основного общего образования может предусматривать:

  • учебные занятия для углубленного изучения французского и английского языков;
  • увеличение учебных часов, отведенных на изучение отдельных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся;
  • иные учебные предметы с учетом потребностей обучающегося и возможностей гимназии.

4.2. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательных отношений.

4.3. В ИУП основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • филология (русский язык, литература, иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

4.4. Количество учебных занятий за пять лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов.

4.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. ИУП может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более одного года.

 

5. Требования к ИУП среднего общего образования

5.1. Обязательными для включения в ИУП базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание (включая экономику и право).

5.2. Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в ИУП по выбору.

 

6. Необходимые условия реализации ИУП

6.1. При составлении индивидуального учебного плана следует:

  • включить в ИУП обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);
  • включить в ИУП региональный компонент учебного плана гимназии.

В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом уровне (из вариативной части федерального компонента). Составление учебного плана завершается формированием компонента гимназии в объеме не менее 280 часов за два учебных года.

6.2. Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части.

 

7. Сроки работы по ИУП

7.1. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2 100 часов за два года обучения.

7.2. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2 100), то эти часы переходят в компонент гимназии.

7.3. Часы, отведенные на компонент гимназии, используются для преподавания учебных предметов, предлагаемых гимназией, проведения учебных практик и исследовательской деятельности, осуществления образовательных проектов и т. п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

7.4. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования — два года. ИУП может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не более одного года.

 

8. Контроль исполнения ИУП

8.1. Гимназия осуществляет контроль освоения общеобразовательных программ учащимися, перешедшими на обучение по ИУП.

8.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся, переведенных на обучение по ИУП, осуществляются в соответствии с положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

 

9. Государственная итоговая аттестация учащихся

9.1. Государственная итоговая аттестация учащихся, переведенных на обучение по ИУП, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

9.2. К государственной итоговой аттестации допускается учащийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший ИУП, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

 

10. Финансовое и материально-техническое оснащение

10.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с ИУП осуществляется исходя из расходных обязательств на основе государственного задания по оказанию образовательных услуг в соответствии с требованиями ФГОС.

10.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность реализации ИУП учащихся.

 

11. Порядок управления

11.1. В компетенцию администрации гимназии входят:

  • разработка положения об организации обучения по ИУП;
  • предоставление в недельный срок в управление образования письма об организации обучения по ИУП, в котором указываются фамилия, имя, отчество учащегося, класс, причина перехода на обучение по ИУП, дата решения заседания педагогического совета, период обучения, сведения для тарификации учителей;
  • обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы образовательных программ и контроль их выполнения;
  • контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий учащимися, ведения журнала учета обучения по ИУП не реже 1 раза в четверть.

11.2. При организации обучения по ИУП на каждого учащегося необходимо иметь следующие документы:

  • решение заседания педагогического совета о переводе учащегося на обучение по ИУП;
  • приказ директора гимназии;
  • расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) учащегося и утвержденное директором гимназии;
  • журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

 

12. Порядок принятия и срок действия Положения

12.1. Данное Положение рассматривается и принимается на заседании педагогического совета и утверждается приказом директора гимназии.

12.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения.

12.3. Изменения и дополнения к Положению принимаются на заседании педагогического совета в качестве новой редакции Положения, которая утверждается приказом директора гимназии. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.