Практика административной работы в школе :: Статья «Песни о главном»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Песни о главном»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №1 2018 г.
Рубрика материала: Работа с кадрами
Авторы: Гонышева Ирина Витальевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (118913 байт)
 doc  скачать → (38397 байт)


   

 

Вдох глубокий, руки шире,

Не спешите, три-четыре…

Счастье материнства, рождение четвертого ребенка в семье, декретный отпуск, полное погружение в семейные хлопоты… Так заканчивался мой 2010 год. Предложение возглавить школу застало врасплох. После долгих раздумий и уговоров согласилась. И в самые трудные минуты обращалась к любимому поэту Владимиру Высоцкому. Так родились «Песни о главном».

 

Здесь вам не равнина, здесь климат иной —

Идут лавины одна за другой.

И здесь за камнепадом ревет камнепад.

Тогда, в 2011 году, возвращаясь в школу, испытала смешанный коктейль чувств: волнительно, трепетно и тревожно. Коллектив встретил радушно. Ситуация в школе на тот момент была не такой благополучной, как несколько лет назад, когда были построены новые дома для учителей, и в школу пришли высокопрофессиональные кадры. Обязанности директора временно исполнял педагог с опытом административной работы, который ждал скорейшего «освобождения» от директорских пут, заместители по учебно-воспитательной и воспитательной работе находились в декретном отпуске. Административный состав полностью обновился. Конечно, все это не совсем положительно сказалось на результатах деятельности школы. Верила, что новые знания и опыт, полученные во время девятилетней муниципальной службы, помогут мне.

С жизненным кредо «Критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай!» сроднилась еще в годы комсомольской юности. Когда обычно произношу первую часть фразы, отсеивается примерно половина неконструктивной критики и самих критиков, а после заключительной части остаются единицы «бессмертных пони» из категории «я люблю свою работу, я приду сюда в субботу…»

Итак, передо мной стояла задача создания команды единомышленников.

Всем знакомый принцип кнута и пряника не всегда срабатывает в педагогическом коллективе. Нужно было найти те мотиваторы, которые помогут объединить коллег и повести их вперед. По прошествии времени обозначу их так:

  • личный пример руководителя: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»;
  • справедливая оценка труда: «Сделал дело — получи по заслугам»;
  • буква закона: «Выше солнца сокол не летает»;
  • общественное признание: «Знать сокола по полету»;
  • стимулирование: «Собирай по ягодке, наберешь кузовок»;
  • соуправление: «Ум хорошо, а два лучше»;
  • имидж школы: «Каковы сами, таковы и сани»;
  • позиционирование деятельности педагога: «Светить всегда, светить везде!»;
  • условия труда: «Большому кораблю — большое плавание».

 

Парня в горы тяни — рискни!

Не бросай одного его,

Пусть он в связке в одной с тобой —

Там поймешь, кто такой.

О КАДРАХ

Кадры стали отправной точкой новаций. Кадровые «вливания» происходили практически ежегодно. Единственное, что приносило радость — это то, что к нам стала приходить молодежь. Энергия молодых и новый взгляд были просто необходимы. Наставники-старожилы тоже старались разжечь из «педагогической искры» пламя. Педагог, прошедший у нас «школу молодого бойца», свое мироощущение после двух лет работы выразил словами: «Я будто в очередной раз закончил школу. Спасибо за все!» Но в очередной раз обученные кадры уходили от нас в другие образовательные учреждения в качестве заместителей директоров, преподавателей вузов. Искреннее спасибо, конечно, дорогого стоит, но наша школа не может же быть только кузницей кадров, ведь стабильный коллектив — это залог высокого качества обучения.

Привлечение иногородних учителей также не увенчалось успехом: как приезжали, так и уезжали. Результат невелик. Опять встал извечный вопрос: «Что делать?». Решение было неординарное: мы обратились к односельчанам, имеющим педагогическое образование по другим направлениям, создали благоприятные условия для развития. Органы местной власти помогли, выделили деньги на обучение. Штат школы собирали по крупицам. Расписание уроков в пору сессий буквально «трещало по швам». Но душа ликует: ведь в школу пришли свои, «обкатанные и закаленные» выпускники и родители, знающие стиль работы школы.

Большое внимание было уделено обучению кадров. В 2012 году было потрачено 115 тысяч рублей (собственные средства и средства, выделенные органами местной власти) на обучение, а за три года эта сумма увеличилась до 287 тысяч рублей. Внутрифирменное обучение, взаимопосещение уроков, мастер-классы, наставничество — это возможность лучше узнать друг друга, поделиться наработанным, почувствовать себя членами одной команды.

«Если люди готовы учиться, они будут становиться богаче через перемены в себе» (Р. Киосаки, Ш. Лечтер).

 

О ЛИЧНОМ ПРИМЕРЕ

В 2012 году к школе был присоединен детский сад. Мотивация коллектива на объединение отсутствовала, новшество сотрудники восприняли настороженно. Но мысль о сплочении коллектива не покидала меня. Приходилось слушать, наблюдать, говорить, держать руку на пульсе настроений. «Жираф большой, ему видней», — приблизительно так рассуждали сотрудники о происходящем. А для меня было сказочное: «Высоко сижу, далеко гляжу». Главным мотиватором сплочения стал личный пример. Личный пример — это непросто, ломая старые стереотипы, меняла и себя. Все на благо дела. Иногда чувствовала себя переговорщиком остросюжетного фильма: беседы, разговоры, вопросы, ответы, компромиссы, выстраивание внутренних коммуникаций.

 

Разговаривать не надо,

Приседайте до упада,

Да не будьте мрачными и хмурыми…

О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

Процесс реорганизации проходил не так гладко, как хотелось бы. Потусторонние силы в обличье специалиста управления образования, курирующего вопросы дошкольного уровня и боящегося потерять «фронт работы», дезориентировали воспитателей примерно такими фразами: «Ну что, не смогли отстоять свою самостоятельность?». Чашу весов под названием «реорганизация» перевесили аргументы «за»: взаимозаменяемость кадров, финансовая стабильность, развитие материально-технической базы детского сада, общие родительские собрания, которые позволяют родителям старших дошкольников заранее познакомиться со школой, преемственность, платные дополнительные услуги по подготовке малышей к школе.

Бывшая заведующая детского сада, хоть и достигла пенсионного возраста, но была полна сил и желания работать, могла и хотела оказать помощь в сплочении двух коллективов, поэтому была переведена на ответственную должность завхоза. Убежденная, что никто, кроме нее, не справится с этими обязанностями лучше, с благодарностью продолжала работать до выхода на заслуженный отдых. Многочисленные задушевные разговоры с неформальным лидером (бывшим председателем профкома детского сада), в которых обсуждались аргументы «за» и «против» нововведений, велись для того, чтобы избежать домыслов и в дальнейшем — сопротивления. Информация из первоисточника доходила вовремя, неискаженной и, самое главное, со словами поддержки.

Помните, у Высоцкого: «Я ненавижу сплетни в виде версий…»

 

О БУКВЕ ЗАКОНА

К сожалению, не всегда стимулирует пряник. Ломка внутреннего стиля общения «кум — брат — сват» давалась особенно сложно. Сознательное отношение к трудовой дисциплине — задача № 1, и здесь главное — буква закона. Настольной книгой для меня стал увесистый томик Трудового кодекса. Желание некоторых слегка нарушить трудовую дисциплину было забыто раз и навсегда после нескольких дисциплинарных взысканий. «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона», — сказал много веков назад Марк Туллий Цицерон. И это действительно так: работать в прозрачном, организованном правовом поле значительно легче. Для этого предстояло привести локальную нормативную базу школы в соответствие с актуальным законодательством. Мое знакомство с законодательной базой происходило без взаимной симпатии: вдумчиво и кропотливо я самостоятельно переводила требования к локальным актам с юридического языка на понятный мне. Обновленная нормативная база легла в основу организации труда в учреждении.

 

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОДХОДЕ

Считаю, что учитель — человек государственный, владеющий ситуацией, находящийся в курсе общественно значимых событий страны и зарубежья, умеющий анализировать и давать собственную оценку происходящему. Так, в день проведения пресс-конференции В. Путина школа опустела немного раньше. Учителя с напутствием посмотреть конференцию отправились домой. На следующий день в учительской появились вопросы викторины по пресс-конференции. Отраден тот факт, что многие педагоги выполнили домашнее задание, верно ответили на вопросы. На одной из перемен в учительской бурно обсуждалось услышанное, были подведены итоги и символически награждены победители викторины.

Наверное, многие скажут, что это мелочи. Наше бытие складывается из таких вот «мелочей», где мы сознательно и бессознательно собираем из разрозненных кусочков пазл под названием «Образование». Теперь по пятницам проводим пятиминутку для учащихся «Это интересно знать» о важных исторических и современных событиях. Когда сотрудники понимают цели и стратегию, собственные задачи и способы их достижения, результативность будет гораздо выше.

 

Пусть безумная идея,

Вы не решайте сгоряча…

О ШКОЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРИИ

Идея организации бухгалтерии зрела долго. Сначала пришла мысль убедить органы местной власти села забрать наше финансирование из муниципальной централизованной бухгалтерии, которая находилась в Оренбурге, за 30 км от нас, в бухгалтерию сельсовета. Денежная ситуация была запутанной: деньги шли в общий котел, там перемешивались и порционно раздавались в учреждения. Руководителям размер денежных порций был зачастую неизвестен. Решили сделать «ход конем» — организовали круглый стол «Диалог с властью», пригласили главу сельского поселения, местных депутатов, родительскую общественность, пытаясь убедить представителей власти взять нас под свое крыло на обслуживание в сельсоветскую бухгалтерию, потом направили в Совет депутатов официальное обращение, но нам отказали. Для меня как математика очевидно, что нет задач, которые не имеют решения, за исключением тех, в которых недостаточное или некорректное условие. Условие нашей задачи было вполне корректно, необходимо было найти недостающие данные. И они были найдены. Это создание собственной бухгалтерии. Изучила нормативную базу, созвонилась с руководителями немногочисленных школ, где имелись бухгалтерии, посетила одно из таких учреждений. Затем было самое сложное испытание: выдержать встречу с начальником управления образования по данному вопросу. На прием пришла юридически подкованной, внешне уверенной и непоколебимой, а внутри все трепетало. До сих пор не знаю, что стало решающим в нашем разговоре. То ли для начальника это было неожиданно и она была не готова к такому развитию обстоятельств, то ли решила, что разнообразный опыт районному образованию не помешает, а может, мелькнула мысль, что у нас ничего не получится.

Положительно решенный вопрос породил еще целую массу вопросов. Где в селе найти грамотного в бюджетной сфере главного бухгалтера, желательно с опытом и ответственного? На какие средства приобрести необходимое оборудование? Но, как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. Сегодня могу сказать, что финансовая ответственность директора действительно стала директорской, бухгалтерские ошибки были сведены практически к нулю. Теперь сотрудники без переговоров по телефону и поездок в город решали вопросы начисления заработной платы, оперативно оплачивались счета, а это гарантированное обеспечение образовательного процесса всем необходимым, пени и штрафы канули в лету. Удалось разработать справедливый механизм оплаты труда, внутренний мониторинг оценки труда педагога. Проект оценочного листа для начисления стимулирующих выплат обсуждался многократно, учли все: от результативности обучения, олимпиад, до воспитательной работы. Но, как оказалось, не хлебом единым жив человек. Получился неожиданный эффект: рейтинги деятельности учителей, составленные в ходе мониторинга, напрямую повлияли на стремление учителя стать более успешным, на рост личной эффективности.

 

ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА

Стимулом для повышения качества образования стало укрепление материально-технической базы: стопроцентное обеспечение учебниками, замена ученической мебели, оснащение кабинетов современным оборудованием. Для этого были привлечены дополнительные средства: межбюджетные трансферты, выделяемые органами местной власти, средства грантов, спонсорские средства.

По крупицам создавали условия для творческого развития учителя. «Ура!» — восторженно встретили пятидневку родители и дети с первого по одиннадцатый классы, появилось время для развития и общения внутри семьи. Развивающая суббота — это кружки, секции, объединения по интересам, консультации. КПД учителя, работающего шесть дней с нагрузкой 25 часов крайне низкое. Педагоги новую практику встретили настороженно из-за возможного снижения нагрузки и зарплаты, но, к счастью, этого не произошло. Заработная плата педагогов постепенно даже росла за счет стимулирующих выплат, появилось больше времени на развивающие занятия и для самообразования.

 

ОБ ИМИДЖЕ И ПАРТНЕРАХ ШКОЛЫ

Профессиональное одиночество учителя, сельского педагогического коллектива в целом для нас также является риском остановиться в своем развитии. И здесь на помощь может прийти социальное партнерство. Многие представляют социальных партнеров примерно так: «Деньги, деньги и еще раз деньги, желательно, чтобы не оскудевала рука дающего». Для нас социальное партнерство — это участие в новых проектах, развитие учреждения, формирование корпоративной ответственности, для учителя — это возможность заявить о себе, реализовать свой творческий потенциал, стать участником большого дела и получить удовлетворение от результата своего труда. Уверена, что в партнерских отношениях заинтересованы обе стороны.

«Этот процесс я бы сравнил с посадкой дерева. Вы годами поливаете его, и в один прекрасный день потребность в поливке отпадает. Корни дерева ушли достаточно глубоко в землю. Теперь дерево дает вам тень, в которой можно отдохнуть…» (Р. Киосаки, Ш. Лечтер)

Когда мы с детьми приехали к руководителю одного из газпромовских предприятий с детскими макетами реконструкции местного родника, он настоял, чтобы родник был благоустроен именно так, как его представили дети. И проект «Если будут звенеть родники, значит будет биться сердце России», который удалось реализовать совместно с обществом «Газпром добыча Оренбург», занял второе место во Всероссийской акции «Я — гражданин России».

Мы взаимодействуем с вузами Москвы и Оренбурга, реализуя совместный проект «Услышать и сохранить» о детях-блокадниках, героях документального фильма «Голоса». Ребята написали и отправили свои послания героям фильма, удалось пообщаться с некоторыми из них.

В сотрудничестве с аграрным университетом появился музей «Капитанская дочка». На базе школы ежегодно проводятся межвузовские Пушкинские чтения, где принимают участие студенты вузов Оренбурга и наши старшеклассники. Ребята и педагоги участвовали и в международных Пушкинских чтениях, которые ежегодно проходят близ поселка Саракташ Оренбургской области, где снимался фильм «Русский бунт». Для нас не так часто появляется возможность посетить такие замечательные места.

В ходе традиционных совместных (родители, педагоги, дети) благотворительных ярмарок были заработаны средства на изготовление и установку в школе барельефа нашего земляка, кавалера ордена Красной Звезды А. Гонышева. Знакомство с членом Союза художников России Н. Петиной воплотило наши мечты в жизнь: барельеф стал еще одной из достопримечательностей села.

Сотрудничество с районной газетой «Сельские вести» рождалось постепенно: сначала мы подготовили встречу читателей с редакцией к юбилею газеты, затем пригласили заместителя редактора провести урок журналистики для старшеклассников. Всем понравилось, у районки вырос рейтинг среди школ, а у нас появился новый социальный партнер. Педагоги школы стали востребованными авторами газеты, а корреспонденты в любом событии в нашей школе находят изюминку, о которой потом рассказывают своим читателям. Сотрудничество с районным и сельским печатными изданиями, выпуск школьной газеты дает возможность поделиться своими наработками, рассказать о достижениях наших педагогов и еще раз увидеть индивидуальность и разносторонность учителей.

Мы, педагоги, не всегда готовы к публичности, открытости, порой болезненно воспринимаем оценку себя со стороны. Ни к одной профессиональной сфере нет такого пристального внимания. Сложно перебороть соблазн скрыть те или иные факты. Но честная, открытая позиция педагогического коллектива в любой ситуации, выстраивание эффективных каналов связи с внешним миром помогает создать доверительные отношения между нами и сообществом. Наш коллектив пытается быть максимально открытым, идти на прямой диалог, озвучивая в том числе и наши проблемы. Тем самым мы снискали к себе уважение со стороны родителей и местного сообщества.

 

О ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Для общения с нашими партнерами мы выбираем активные формы: «Диалог с властью», расширенное заседание педагогического совета, презентация публичного доклада, творческий отчет «Вот и стали мы на год взрослей». И снова приоритет отдается учителю, его достижениям, успехам, творческим находкам.

Многие соседние школы считают, что мы обласканы нашими социальными партнерами. Да, мы открыты, идем навстречу, откликаемся на просьбы, несмотря на загруженность. Иногда просто случайный разговор в кулуарах перерастает в дальнейшее сотрудничество. Наши идеи поддерживают, нам верят, и мы не подводим. Вот она, благодатная почва для развития педагога, самореализации и признания личного вклада в общее дело. Созданный учительский хор востребован на сельских и районных мероприятиях. Тесное сотрудничество с районным Советом женщин тоже дает свои положительные плоды. Профсоюзная агитбригада «Ударница», состоящая из сотрудников школы, выступала на мероприятиях различного уровня, стала лучшей на всероссийском конкурсе агитбригад. Завоеванное общественное признание очень дорого нам.

 

О СОУПРАВЛЕНИИ

Мотиватор, условно определенный нами как "соуправление", несомненно, важен. Возможность участвовать в соуправлении реализуется через управляющий совет школы. Лучом света в самых темных уголках нашего школьного государства стал и наш профсоюз. Профком внес свою лепту в формирование коллектива: профсоюзные собрания, совместные праздники, участие в отраслевых туристических слетах и спартакиадах. Каждому из нас очень важно иметь поддержку и в трудные, и в радостные моменты нашей жизни. При подготовке нового коллективного договора в него были включены дополнительные меры социальной поддержки сотрудников: предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в случаях: переезда на новое место жительства, проводов детей работника в армию, свадьбы работника или его ребенка, похорон близких родственников, работы в истекшем году без больничных листов, исполнения обязанностей руководителя районных методических объединений и секретаря педагогического совета. При выходе на пенсию работнику выплачивается единовременное пособие в размере тарифной ставки.

 

О НАГРАДАХ

Ежегодно на школьном августовском педсовете, который проводим с приглашением родительской общественности, социальных партнеров, отмечаем заслуги сотрудников за учебный год, вручая грамоты, благодарности и премии. Награждаем многих и за многое. Классные руководители, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, технические работники искренне благодарны, что их труд отмечен. А значит, «и стоило жить, и работать стоило». Это еще один стимул к новым достижениям.

Но, чтобы поощрение одних не вызывало негодование других, нужны прозрачные критерии оценивания. В нашем случае это автоматизированная система управления, которая включает в себя различные направления мониторинга образовательного процесса, и конкурсы. После проведения конкурса кабинетов классные комнаты стали интереснее, красивее, самобытнее. Конкурс портфолио позволил не только выделить «звездочек» в коллективе, но и обобщить их опыт.

Неформально проведенные мероприятия также способствуют укреплению микроклимата в коллективе. Так, последний День учителя запомнили все сотрудники: при входе каждого встречали ребята со свежим спецвыпуском школьной газеты, посвященной всем, кто работает в школе. Номер верстался втайне от всех, мне тоже ненадолго пришлось переквалифицироваться в школьного журналиста и еще раз высказать коллегам слова благодарности за кропотливый и плодотворный труд. В своем поздравлении написала следующее: «Если бы я была Президентом Российской Федерации, то статус государственных служащих учителям был бы обеспечен. Но я простой директор обычной сельской школы и могу только ежедневно восхищаться трудом своих коллег, удивляться находкам, профессиональному мастерству, нескончаемым идеям».

Праздник продолжился днем самоуправления. Учителями стали не только ученики, но и приглашенные родители, социальные партнеры. При обсуждении прошедшего дня все в один голос заявили об удовольствии, полученном во время проведения уроков, отметили, что труд учителя сложен. И еще чуть-чуть добавилось добра и взаимопонимания между всеми нами. Кстати, ребятам в этот день выпало испытание: им предстояло вести уроки в двенадцатом классе, где «учились» наши педагоги. Учителя постарались, собрали все типажи поведения учащихся. Новоиспеченные «учителя» по окончании дня только выдохнули: «Уф, вот это класс!»

 

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Сегодня наши педагоги востребованы, их профессионализм признан: участие в методических семинарах на уровне района, области, всероссийских мероприятиях, обобщение опыта работы спортивных клубов, воспитательной работы на всероссийском уровне, три педагога являются руководителями районных методических объединений.

…Вечереет, постепенно пустеют кабинеты, смолкают детские голоса. Иду по школьным коридорам. Мыслями возвращаюсь к всероссийскому конкурсу профсоюзных агитбригад в Екатеринбурге. Неужели это возможно: сплотиться таким разным, занятым педагогам, объединиться в общее творческое дело, на первый взгляд, не связанное с нашей непосредственной профессиональной деятельностью? Несомненно, общий климат в коллективе стал еще более теплым, погодные условия стали близкими к весенней оттепели и наступающему лету, что позитивно влияет на результативность работы коллектива. Встречаю утомленного, но с горящими искорками в глазах учителя, слышу бодрое объяснение о том, как сложился день, которое заканчивается фразой: «Я сегодня ударница!» Название агитбригады стало ключевым словом, характеризующим нашу неугомонную, беспокойную, но такую приятно щемящую сердце учительскую судьбу.

Эпилог. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» (В. Высоцкий).

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.