Практика административной работы в школе :: Статья «Неделя диагностики и коррекции как эффективная форма развития методической компетентности педагогов»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Неделя диагностики и коррекции как эффективная форма развития методической компетентности педагогов»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №1 2018 г.
Рубрика материала: Методическая работа
Авторы: Куневская Людмила Викторовна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (95820 байт)
 doc  скачать → (18934 байт)

Дополнительные файлы:
приложение 1.docx
приложение 2.docx


   

 

Цели и задачи недели диагностики и коррекции

Более 15 лет в нашей образовательной организации (далее — ОО) для развития методической компетентности педагогов используется такая форма, как неделя диагностики и коррекции (далее — НДК).

Цель проведения НДК — оценка результативности и эффективности процесса реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, курсов внеурочной деятельности для дальнейшей организации работы по самосовершенствованию педагога. Другими словами, цель НДК — оценка эффективности урока, внеурочных занятий, в том числе занятий в рамках реализации дополнительных образовательных программ, для оказания методической помощи педагогу.

Задачи НДК

  1. Выявление проблем в процессе реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, программ курсов внеурочной деятельности по заявленной методической теме.
  2. Выявление позитивного педагогического опыта реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, программ курсов внеурочной деятельности по заявленной методической теме.
  3. Коррекция выявленных проблем, в том числе путем трансляции позитивного опыта.

 

Темы и модели проведения недели диагностики и коррекции

Темы НДК

Выбор темы НДК может быть обусловлен программой развития ОО, программой развития персонала, методической темой года, а также актуальными для данной организации проблемами.

Для примера приведем несколько тем, выбранных для НДК в нашей ОО.

  1. Индивидуализация обучения как важнейший фактор развития познавательных интересов обучающихся.
  2. Создание на уроке (занятии) ситуации успеха.
  3. Организация на уроке (занятии) педагогической поддержки обучающихся.
  4. Формирование предметных результатов.
  5. Создание условий для обеспечения воспитательной функции урока (занятия).
  6. Создание условий для формирования ключевых компетентностей школьников.
  7. Эффективность применения ИКТ в образовательном процессе.
  8. Реализация социального проекта в ходе урочной и внеурочной деятельности.
  9. Соблюдение прав ребенка на уроке (занятии).
  10. Урок открытия новых знаний.
  11. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках.
  12. Качество внеурочной деятельности школьников.
  13. Создание на уроке (занятии) условий для развития одаренных обучающихся.
  14. Создание на уроке (занятии) условий для обучения школьников, имеющих проблемы в развитии.
  15. Создание на уроке (занятии) условий для формирования универсальных учебных действий.

Модели проведения НДК

Неделя диагностики и коррекции проводится два раза в год (осенью и весной). Существует две модели ее проведения.

  1. Проводится первая НДК (осень). Методические проблемы педагогов могут носить как системный, так и несистемный характер. Соответственно, планируется коррекционная работа на уровне кафедр и методических объединений (ШМО) по проблемным для всех позициям или индивидуальная работа с педагогами. При этом заранее определяется новая тема второй НДК (весна).
  2. Проводится первая НДК. Методические проблемы педагогов носят системный и массовый характер. В ходе недели проводится целенаправленная коррекционная работа на уровне всей ОО (обучающие семинары, открытые уроки, мастер-классы и др.), на уровне кафедр и ШМО, а также индивидуальная работа с педагогами. При этой модели тема весенней НДК остается такой же. После проведения диагностики отслеживается динамика, делается вывод о результативности проведенной методической работы.

 

Технология проведения недели диагностики и коррекции

1. Разрабатывается карта диагностики урока. Карта может быть разработана как администрацией, так и творческими группами педагогов, в зависимости от темы и цели НДК (см. приложение 1).

2. Критерии и показатели карты обсуждаются экспертами с целью их корректировки. Затем эксперты договариваются о единстве подходов к оцениванию урока (единстве трактовки критериев и показателей). Экспертами в ОО являются члены научно-методического совета: администрация, заведующие структурными подразделениями, руководители кафедр и ШМО. В зависимости от целевых установок к экспертизе могут быть привлечены психологи, социальный педагог, другие узкие специалисты.

3. Проводится обучающий семинар для педагогов ОО, на котором их знакомят с содержанием и основными понятиями методической темы НДК, с картой диагностики урока, объясняют подходы к оцениванию урока.

4. Путем жеребьевки определяется, какой эксперт за какими педагогами закрепляется (как правило, один эксперт должен посетить уроки у 5−6 педагогов). Данная процедура очень важна для получения объективности оценки урока. При этом оценивается не предметная, а методическая составляющая, соответственно, предметная принадлежность эксперта не имеет значения. Далее эксперт и педагог согласовывают дату и время урока, помня, что важно «уложиться» в неделю, которая запланирована для данной процедуры.

5. Учитель планирует урок в соответствии с картой диагностики.

6. Учитель проводит урок. Эксперт на нем присутствует.

7. Проводится анализ урока по критериям и показателям карты диагностики урока. Сначала учителем, а затем экспертом выставляются баллы. Определяется уровень эффективности урока, проведенного педагогом, с точки зрения заявленной методической темы.

8. Эксперты сдают заполненные карты диагностики урока администратору, ответственному за научно-методическую работу в ОО.

9. Администратор сводит все данные по педагогам в мониторинговую таблицу, которая позволяет определить уровень компетентности педагогов (высокий, оптимальный, допустимый и недопустимый)*, а также определить показатели, по которым ОО в целом показала высокий или низкий уровень. Данная информация позволяет спланировать коррекционную деятельность).

10. Готовится проект аналитического приказа, в котором отражаются обобщенные данные по педагогам (например, 54% — высокий уровень, 43% — оптимальный уровень и т. д.) и показателям, определяются направления, уровни и сроки коррекционной работы. Проект приказа обсуждается на заседании научно-методического совета, затем приказ подписывается директором ОО и доводится до сведения педагогов (см. приложение 2, фрагмент приказа).

11. Проводится коррекционная работа:

а) на уровне ОО (при наличии системных проблем) — обучающие семинары, тренинги, мастер-классы и др. по выявленным в ходе диагностики проблемным показателям. К их проведению привлекаются педагоги, продемонстрировавшие на НДК высокий уровень;

б) на уровне кафедр, ШМО — на их заседаниях, на методических мероприятиях, а также в процессе индивидуальной работы руководителя с педагогами;

в) на уровне педагога — индивидуальная работа руководителя кафедры, ШМО и (или) администратора, ответственного за научно-методическую работу, и (или) тьютора, наставника с педагогом, показавшим низкий уровень диагностируемой методической компетентности.

12. При необходимости проводится повторная НДК (см. выше описание модели 2).

Развитие профессионализма педагогов позволяет повысить качество образовательного процесса (основным ресурсом которого, несомненно, является урок) и, соответственно, качество результатов. Кроме этого, НДК способствует презентации опыта педагогов ОО профессиональному сообществу. Педагоги, показавшие высокий уровень, проводят мастер-классы и обучающие семинары, разработанные проекты уроков публикуют в профильных изданиях, отправляют на различные конкурсы профессионального мастерства, используют материалы при аттестации на квалификационную категорию.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.