Практика административной работы в школе :: Статья «Мотивация персонала: что кроме денег?»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Мотивация персонала: что кроме денег?»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №1 2018 г.
Рубрика материала: Работа с кадрами
Авторы: Кирпичева Елена Алексеевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (104464 байт)
 doc  скачать → (30961 байт)


   

 

Мы получаем лучший результат от других людей,

разжигая огонь не под ними, а внутри них.

(Боб Нельсон)

 

1. Поехали…

Я — молодой директор. Должность получила в 31 год.

Моя карьера началась неожиданно. Вдруг ушла директор школы, в которой я работала ее заместителем по воспитательной работе. Мне нравилась моя должность, я люблю детей и эту школу, хотя отработала в ней всего два года до назначения руководителем.

Ухода директора никто не ожидал. Наверно, я согласилась занять эту должность потому, что не хотелось, чтобы нашим директором стал посторонний человек. Естественно, свою карьеру сразу начала с ошибки: предложила бывшему директору свое место заместителя по воспитательной работе. Наша школа расположена в небольшом здании, поэтому кабинеты директора и его заместителей совмещены. Мы всегда рядом. По мнению нового зама, я все делала неправильно, и она старалась это довести не только до меня, но и до коллег. Сложно было завоевать авторитет в коллективе, особенно если учитывать наступившие перемены в образовании: эффективный контракт, распределение стимулирующих выплат, новый Закон об образовании… Все это пришлось на начало моего руководства. Я четко знала, чего хочу, но была «новой метлой». И «мела» по-новому. А самое сложное в моей новой должности оказалось «прибрать к рукам» педагогический коллектив.

2. Деньги в обмен на качество.

Не сработало!

Стимулирующие выплаты для большей части коллектива стали поводом для недовольства. Опытные педагоги воспринимали эту часть заработной платы как оскорбление: как же так, столько лет работали, вся жизнь положена на алтарь педагогики, и вдруг их любовь к детям и опыт пытаются оценить рублем!

Сейчас распределение стимулирующих выплат стало традицией. Критерии всем понятны и обоснованы. Проблема в том, что не каждый учитель может работать для балла в своем бланке и для лишней сотни рублей к зарплате. Это унижает учителя. Работа становится не в радость, а превращается в текучку, как на станке. А учитель — это не профессия, это жизнь! В итоге делаем вывод: государство решило мотивировать педагогов материально, но эксперимент не стал удачным для всех. Можно создать замечательные материальные условия для работы (литература, компьютерное оборудование, диски, интерактивные доски, документ-камеры и т. д.), а вот принудить педагога работать творчески, с душой, применяя при этом все богатство, предоставленное нам модернизацией, — это не так просто.

3. Волшебный рычажок

Важно выяснить вопрос: почему конкретный педагог хочет или не хочет работать. Результативность работы не зависит от уровня его образования и квалификации. Педагоги одного уровня относятся к работе по-разному. Кто-то живет работой, рисует раздаточный материал фломастерами, созванивается вечерами с родителями, а кто-то работает строго «от и до» и после отработанного времени бежит домой. Почему? Учитель — загадка. Моя задача — разгадать каждого.

Нельзя заставить педагога любить детей, тем более с помощью материальных стимулов. Мне кажется, в текучке последних лет, которую можно назвать педагогической суетой, учителя забыли про любовь, про ту самоотдачу, с которой они трудились за прошлые «копейки»! Она точно есть в каждом учителе. Значит, надо ее разбудить, растормошить, вспомнить, заставить поверить в себя. Найти рычажок, который необходимо повернуть в нужном направлении, и тогда локомотив двинется и понесется к совершенству.

Выходом стал индивидуальный подход к каждому педагогу. В целом коллектив любой, в том числе и нашей, школы можно поделить на несколько групп:

  • пожилые опытные и замечательные педагоги;
  • амбициозные, творческие старожилы школы, желающие получать за свою работу хорошие деньги и одобрение коллектива «в одном флаконе»;
  • молодые, которых «куда ветер понесет, туда они и клонятся».

Я хочу рассказать о некоторых конкретных случаях.

4. Опыт дорогого стоит. Будем бороться за него!

Когда я вступила в должность, в школе работало три педагога пенсионного возраста, каждый из которых собирался уйти на заслуженный отдых. Одного из них я удержать не успела. Только потом узнала, что он тяжело переживал смену руководства и просто не верил в молодого директора.

Замечательный математик первой квалификационной категории обещала уйти в конце учебного года, когда выпустит 9-й класс. Я стала часто хвалить ее при всех, чаще обращаться к ней за советом, предлагала другим молодым педагогам обращаться за советом именно к этому учителю, пригласила журналиста из местной газеты, которая написала об учителе статью. Ее выпускники сдали экзамен по математике лучше всех в районе. После этого я подала документы на награждение математика с таким большим стажем в одной школе и хорошими результатами работы на звание «Почетного работника образования». Учитель после такого решила поработать еще пару лет. У нее поднялась выше голова, она стала принимать участие в различных проектах, у нее снова появился вкус к работе.

В начале следующего года я предложила этому педагогу взять классное руководство. Несколько раз предлагала учителю подать заявление на высшую квалификационную категорию, но она все чего-то боялась. Тогда я аккуратно поговорила с ее подругой, тоже математиком, и попросила помочь. Лед тронулся! Учитель сама увлеклась этой идеей, написала интересные программы, стала создавать проекты с учениками. Ее воспитанники стали участвовать в международных олимпиадах, и когда приехала аттестационная комиссия, нам было что показать. Учителю присвоили высшую квалификационную категорию. Для педагога успешное прохождение аттестации стало не только удовлетворением своих амбиций, которые она не решалась реализовать много лет, но и хорошей прибавкой к заработной плате. Кроме того, ученики и родители любят и ценят ее как классного руководителя.

Вроде бы, ничего особенного я не делала. Но некоторым людям нужно простое человеческое внимание. Учитель — человек очень эмоциональный, а отработавший в школе около 40 лет — еще и очень ранимый. Известный всему поселку учитель начальных классов, вырастивший несколько поколений, чувствует, что молодые наступают на пятки, что она уже не справляется с некоторыми нововведениями, но уходить не хочет, да и школа не хочет терять такого опытного педагога. Здесь нужно снисходительное отношение. Человек должен знать, что ему благодарны за работу. Ему важно внимание, понимание со стороны администрации. Например, очевидно, что пожилой учительнице с трудом получается освоить электронный журнал. Здесь хорошим стимулом служит «поглаживание по плечу» и простое «спасибо», например за детей, которые получили хорошую базу в начальной школе и выросли хорошими людьми.

5. Учитель не просто учит, а еще и учится. Берегите молодых!

Когда я стала руководителем, коллектив педагогов начал обновляться. Я старалась привлекать молодых, однако завлечь выпускников на работу в школу было непросто, а еще сложнее — их удержать. Мы находимся в поселке городского типа, то есть относимся, что называется, «ни туда, ни сюда»: не получаем ни сельских надбавок, ни городских, поэтому нам сложно конкурировать как с деревенскими, так и с городскими школами. Что стало стимулом для молодых:

  • согласованное обновление материальной базы: если это надо, мы это купим! (Это я про учителя биологии и химии, которой были необходимы материалы от ракушек до лягушек, и учителя физической культуры, которому понадобились различные тренажеры для улучшения здоровья учащихся);
  • участие в конкурсах различных уровней с личной поддержкой директора (сама привлекаю, сама сижу рядом при регистрации и слежу за сроками);
  • привлечение молодых к поездкам с детьми на экскурсии в другие города (правда, они сами ведут себя как дети: теряются и теряют вещи, зато есть что вспомнить);
  • наставничество опытных педагогов;
  • предоставление молодым педагогам общежития (по договоренности с училищем, расположенным в поселке).

Сейчас у нас в школе три молодых педагога. В следующем году приходят еще двое. Здесь большую роль сыграл и авторитет школы. В районе мы считаемся лучшей школой среди основных. Классы переполнены. Поток учеников не прекращается. Для молодых стало просто престижно попасть на работу именно в нашу школу.

6. Мы здесь уже давно, а вы кто?

Пожалуй, самая сложная категория — это учителя, которые несколько лет проработали под руководством бывшего директора. При ней было проще: не так много требовали по внедрению новых технологий, не так много проводили мониторингов и писали отчетов, в школе было не так много учеников. Твержу этим учителям: времена поменялись, требования выросли. Но, с точки зрения некоторых, получилось, что изменения произошли именно из-за смены руководства.

И вот здесь для повышения стимула работают только методы хороших отношений, сглаживания неприятных ситуаций. Чаще я использую мой метод «поглаживания». Человеку важно тактильное общение, признание дружбы. Педагог — это человек, которому внимание жизненно необходимо, как растению — вода. Он живет, питается вниманием. Простое человеческое отношение любой оценит. Поговорить, выслушать претензии, понять, но при этом твердо сказать: «Понимаю, сложно, но сделать надо обязательно».

Я заметила, что в этой категории педагогов распространено такое явление, как ревность, необходимость внимания директора: к кому-то подошла, к кому-то нет, с кем-то посоветовалась, а чьими-то советами пренебрегла. Поэтому я стараюсь общаться со всем коллективом вместе и с каждым по отдельности. Учу пользоваться техникой, новыми программами, приглашаю специалистов для проведения обучения, направляю педагогов для участия в конкурсах, олимпиадах. Стало традицией обучение внутри организации (мой заместитель по учебной работе — очень компетентный методист и очень в этом помогает). В школе организуются семинары-практикумы по запросам педагогов.

Когда человек знает, как работать, он работает качественно. Результат виден и понятен. За результат я благодарю лично каждого.

7. Мы — лучшие. Но нельзя останавливаться!

Большую роль играют творческие конкурсы. Пусть даже внутри школы. Победа каждого ученика — это победа педагога, его подготовившего. Поэтому грамоту получает не только ученик, но и педагог. Это просто бумажка, которая, по сути, никакой материальной роли не играет. Но, получив ее, учитель получает внутреннее удовлетворение своего «эго». Между педагогами уже нет обиды, что кому-то досталась лишняя копейка, «играем на интерес»: «а меня похвалили!».

Однажды прочитала фразу: «Дайте людям то, что они хотят, и они сделают все, чего хотите вы». Я люблю инициативных людей. Когда педагог стремится творить, просто необходимо поддержать его инициативу, даже самую небольшую. Необходимо, чтобы он чувствовал поддержку руководства. Провести линейку, чтобы объявить о конкурсе, приобрести кулек конфет для награж-

дения творческой группы учеников, купить стенд для оформления по определенной тематике, пожать руку единственному отличнику в классе. Тогда в следующий раз педагог легко пойдет выше, не побоится трудностей, зная, что он не один, что администрация поддержит его.

Я считаю, что одним из мотивов успешной работы для педагогов является осознание того, что мы работаем в лучшей школе. И когда хвалят школу, каждый педагог чувствует или хочет чувствовать, что он причастен к этой похвале. Поэтому главная моя цель — мы должны быть на ступень выше остальных школ района.

Проблем очень много. Основная из них — наша школа не типовая, здания старые, требующие ремонта и расширения, так как контингент стремительно растет, а средств выделяется минимум. Думаю, с этой проблемой борюсь далеко не я одна, поэтому не будем о ней говорить, а будем ее решать.

Моя политика основана на словах кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». В первый же год руководства я завела близкие отношения с «нужными» заведениями:

  • со средней школой, которая имеет высокий рейтинг в районе, чтобы лучшие выпускники нашей основной школы шли в нее после 9-го класса. С этой школой мы организуем совместные мероприятия;
  • с ювелирным училищем, чтобы ученики, не способные или не желающие продолжать учебу в школе после 9-го класса, могли получить среднее образование и найти хорошую работу в поселке. Педагоги училища проводят в школе профориентационную работу один раз в неделю;
  • с учреждениями дополнительного образования детей, где проводится внеурочная деятельность учащихся. Наши педагоги всегда могут обратиться в эти учреждения за помощью: танец, песня, костюм, помещение, методическая помощь и т. д.

8. И в заключение

Я не могу сказать, что нашла все способы мотивации педагогов. Я всегда в поиске. У меня много грандиозных планов. Раньше говорили, что у меня розовые очки на глазах и я наивная, что верю в улучшение ситуации… Сейчас, по мнению многих, я просто тверда в своих решениях и сделаю все, что задумала. Я стремлюсь объединить свой коллектив, это сложно, но я обязательно решу эту проблему!

Важно, чтобы все педагоги смотрели в одну сторону. Для этого необходимо, чтобы они понимали, чего хотят добиться. Например, было сложно убедить учителей изучить новый закон об образовании. Проводила семинары, где основные цитаты выводились на слайды: писали, разбирали, удивлялись, но в итоге все поняли.

Самый страшный наш враг — это невежество. Когда педагог не понимает, что от него хотят, он боится и негативно реагирует на замечания. Когда он четко понимает основание требований и конечный результат, он готов работать идеально. Так, как умеют работать только учителя: с полной отдачей своего профессионализма и своей души!

P. S.: Мы с коллективом моей школы «плывем в одной лодке». Лодка эта не моторная, и, чтобы плыть к цели, необходимо грести, причем всем участникам процесса одновременно и слаженно, не сбавляя темпа.

Мои задачи:

  1. четко обозначить цель: куда плывем;
  2. задать ритм движения лодки;
  3. иногда подбадривать поименно, хвалить лучших и не ругать тех, кто пока не поспевает за общим ритмом;
  4. можно спеть песню для поднятия духа! Запевай!

Нам не нужен мотор, мы сами доплывем до цели!

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.