Практика административной работы в школе :: Статья «Методические рекомендации по организации работы предметных кафедр»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Методические рекомендации по организации работы предметных кафедр»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №8 2017 г.
Рубрика материала: Методическая работа
Авторы: Черемных Анна Владимировна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (116298 байт)
 doc  скачать → (42558 байт)

Дополнительные файлы:
Положение о предметной кафедре.docx


   

 

Планирование работы предметной кафедры

Основами для планирования работы кафедры на учебный год являются программа развития образовательной организации и план ее научно-методической работы на учебный год, в котором, среди прочего, определена основная методическая тема школы. В соответствии с этой темой строится методическая деятельность педагогов всей образовательной организации. Обязательно также при планировании работы учитывать анализ деятельности кафедры за предыдущий учебный год, поскольку такой анализ отвечает на важные вопросы: «Что нам удалось сделать хорошо?», «Что необходимо исправить, улучшить, откорректировать?».

План работы кафедры должен отражать все направления деятельности, которые подлежат оценке (см. раздел «Оценка деятельности предметных кафедр»). В план могут быть включены дополнительные направления, отражающие специфику работы кафедры.

План работы предметной кафедры на учебный год (пример)

Методическая тема: «Повышение качества образования через обновление содержания и технологий».

Цель — реализация образовательного запроса, повышение качества образования, формирование учебной мотивации у обучающихся, повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников.

Задачи:

  1. Обновление и реализация основных общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных предметов, повышенного уровня сложности, профильного обучения.
  2. Совершенствование организационной и управленческой деятельности.
  3. Создание образовательной среды, направленной на достижение результатов освоения общеобразовательных программ, на основе современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных.
  4. Расширение образовательного пространства для инновационной и научно-исследовательской деятельности.
  5. Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему непрерывного образования, повышения квалификации, аттестации, создание сетевого взаимодействия по обмену опытом.

Далее в табличной форме (см. табл. 1) представляется план, за основу содержания которого берется таблица 2 «Направления деятельности предметной кафедры, критерии и индикаторы их оценки». Графы «Направления деятельности» обеих таблиц совпадают. Графа «Критерии оценки» таблицы 2 коррелирует с графой «Основные мероприятия» таблицы-плана. Наполнение графы «Содержание работы, мероприятий» таблицы-плана базируется на содержании графы «Индикаторы» таблицы 2. В план включаются все направления работы, которые подлежат оценке, а также дополнительные направления, отражающие специфику деятельности кафедры.

Таблица 1. План работы предметной кафедры

Направления деятельности Основные мероприятия Содержание работы, мероприятий Сроки реализации Ответственные
Организационное обеспечение деятельности кафедры Анализ работы Анализ работы кафедры за учебный год (полугодие, триместр) на основе реализации плана работы    
 Планирование работы Планирование работы на основе данных анализа за прошлый учебный период с учетом выявленных проблем и положительных сторон деятельности    
 Организация работы Проведение заседаний кафедры, рабочих групп учителей    
…         

Организация работы предметных кафедр осуществляется в соответствии с Положением о предметных кафедрах в образовательной организации (далее — ОО) (см. приложение). Основными документами кафедры являются план работы, протоколы заседаний кафедры, отчет о работе. Протокол заседания кафедры является необходимым документом, подтверждающим содержание работы кафедры. Проверка протоколов осуществляется в ходе внутришкольного контроля организации работы кафедры.

 

Оценка деятельности предметной кафедры

Для формирования результативной и эффективной системы работы предметной кафедры важно грамотно анализировать достигнутые ею результаты, оценивать их динамику, значимость для повышения качества образования и развития ОО в целом. Оценивание необходимо проводить по направлениям деятельности. При планировании научно-методической работы достигнутые в прошлом году результаты целесообразно считать минимально допустимыми значениями, что является условием сохранения ее положительной динамики и стимулирует дальнейшее развитие деятельности предметной кафедры. Оценивание целесообразно проводить по полугодиям (триместрам) нарастающим итогом (оценка за первое полугодие, за учебный год) для диагностики проблемных зон и осуществления оперативной коррекции хода и полученных результатов. Очевидно, что направления деятельности кафедры, критерии и показатели результативности могут меняться, дополняться в связи с появлением новых целей и задач ОО, например реализации каких-либо проектов, программ и пр. По результатам оценивания формируется отчет о работе кафедры с приведенной таблицей достижения запланированных результатов.

Оценивание работы кафедры осуществляется по следующим уровням:

  • достаточный уровень (3 балла) — формы методической работы адекватны уровню профессиональной компетентности педагогов, решают приоритетные задачи развития ОО, продуктивны, результативны и эффективны. Критериальные значения показателей выполнены в полном объеме;
  • критический уровень (2 балла) — формы методической работы отбираются хаотично, бессистемно, без учета уровня развитости педагогического коллектива, работа выполняется не в полном объеме, имеет место формальное выполнение работ;
  • недопустимый уровень (0 баллов) — нет понимания особенностей и предназначения различных форм методической работы для повышения профессионального мастерства педагогов, имеет место формализм в выборе форм деятельности, отсутствует работа по направлениям, предусмотренная заявленными критериями и показателями.

Таблица 2. Направления деятельности предметной кафедры, критерии и индикаторы их оценки

Направления

деятельности
Критерии оценки Индикаторы Оценка
Организационное обеспечение деятельности кафедры Анализ работы кафедры Наличие и качество анализа работы кафедры за учебный год, полугодие на основе оценки реализации плана ее работы, исполнения критериев и показателей результативности и эффективности ее деятельности  
Планирование работы кафедры Планирование работы на основе анализа деятельности кафедры. Планирование результатов деятельности с учетом выявленных проблем и направлений работы, определенных в программе развития ОО, плане научно-методической работы  
Организация работы кафедр Проведение заседаний кафедры, рабочих групп учителей; качество оформления протоколов заседаний; посещаемость заседаний кафедры; активность педагогов — членов предметной кафедры в обсуждении вопросов повестки дня заседаний  
Диагностическая работа кафедры Мониторинг качества подготовки обучающихся по учебным предметам Проведение мониторинга по результатам вводного, промежуточного, итогового контроля качества подготовки обучающихся по учебным предметам, в том числе с использованием ИКТ, характеристика динамики качества образования, разработка мер по повышению качества образования  
Результативность образовательного процесса Степень достижения запланированных результатов образовательного процесса Анализ результатов (качество образования, успеваемость, степень обученности) на основе сравнения запланированных и фактически достигнутых результатов  
Содержательное и методическое обеспечение деятельности образовательного процесса Наличие полного комплекта реализуемых рабочих программ, курсов внеурочной деятельности Соответствие содержания и структуры рабочих программ основным образовательным программам и положению о рабочих программах  
Наличие банка методических и дидактических материалов Разработка методических рекомендаций, пособий, дидактических материалов (они должны быть рассмотрены на методических объединениях, утверждены на заседании научно-методического совета ОО). Тематика, уровень, объем, разработанность материалов  
Наличие фонда оценочных средств по предмету Наличие фонда оценочных средств (контрольные и проверочные материалы) по учебному предмету, обновление фонда, его соответствие уровню программы, УМК. Разработка и обновление фонда оценочных средств по предметам  
Эффективность применения современных педагогических технологий  Применение активных и интерактивных образовательных технологий, технологий проектной и учебно-исследовательской деятельности Индивидуальная работа педагогов над научно-методической темой ОО и предметной кафедры, результаты взаимопосещения уроков и занятий курсов внеурочной деятельности, оценка уровня технологичности и влияния на качество образования.

Охват обучающихся участием и их достижения в конкурсах проектных и исследовательских работ

 
Информатизация учебно-воспитательного процесса  Использование ИКТ на уроках. Обеспечение информационного обмена между участниками образовательных отношений в сети Интернет, включая официальный сайт ОО, социальные сети, форумы. Оценка уровня информатизации образовательного процесса по предмету  
Разработка и внедрение инновационных продуктов Разработка и реализация инновационных авторских образовательных программ Разработка, рассмотрение на заседании кафедры авторских образовательных программ, программ элективных курсов, организация проведения внешней и внутренних экспертиз  
Ведение экспериментальной работы Экспериментальная работа по внедрению и апробации методик, авторских программ

и т. п.

 
Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность Создание условий для внеурочной деятельности Охват обучающихся внеурочной деятельностью, оценка динамики их интереса к курсам внеурочной деятельности  
Проведение предметных олимпиад, конкурсов, декад

и т. п. мероприятий

Количество проведенных предметных олимпиад, конкурсов, декад

и т. п. мероприятий.

Качество подготовки, организации и проведения мероприятий.

Охват обучающихся, оценка проведенных мероприятий и достижений обучающихся

 
Распространение и обобщение педагогического опыта Подготовка и проведение открытых уроков

  Количество и уровень проведенных открытых уроков

 
Публикации в печатных и электронных изданиях

 Публикации в печатных и электронных изданиях, включенных в базу научного цитирования РИНЦ, методических и отраслевых изданиях различных уровней

 
Размещение материалов в сети Интернет

 Размещение материалов педагогов на специализированных интернет-ресурсах для педагогических работников

 
Проведение методических мероприятий и участие в них

 Организация мероприятий, подготовка материалов, докладов, проведение мастер-классов, консультаций и т.п.

Практическая и научно-методическая значимость проведенных мероприятий, уровень мероприятий, достижения

 
Обеспечение профессионального роста педагогов Взаимопосещение уроков Наличие и соблюдение графика взаимопосещений уроков, посещение и анализ уроков  
Наставничество, тьюторство

 Оценка эффективности и результативности деятельности наставников, тьюторов и их стажеров

 
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка

 Количество участников обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

 
Участие учителей в профессиональных конкурсах

 Проведение внутришкольных мероприятий для подготовки и отбора учителей на профессиональные конкурсы. Участие и достижения учителей по результатам конкурсов различного уровня

 
Самообразование учителей

 Качество выступлений педагогов на заседаниях кафедр с целью ознакомления с результатами работы над темами самообразования

 
Работа с одаренными детьми Работа с обучающимися по подготовке к участию в научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ Организация деятельности обучающихся по подготовке исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ различного уровня.

Перечень конференций и конкурсов, в которых приняли участие обучающиеся. Охват и результативность участия обучающихся в конференциях и конкурсах

 
Подготовка обучающихся к участию в предметных олимпиадах

 Отбор и организация подготовки, в том числе мотивация участников олимпиадного движения.

Перечень предметных олимпиад, в которых приняли участие обучающиеся.

Охват и результативность участия обучающихся в предметных олимпиадах

 
Дифференциация и индивидуализация обучения

 Наличие заданий разных уровней для организации урочной и внеурочной работы.

Наличие и использование дидактических средств для индивидуализации обучения.

Наличие и реализация индивидуальных учебных планов (по уровням общего образования)

 
Динамика результативности

 Динамика результативности участия в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах по сравнению с предыдущим учебным годом

 
Работа с наименее подготовленными обучающимися Преодоление неуспеваемости (слабой успеваемости) обучающихся Анализ причин неуспеваемости (слабой успеваемости) обучающихся, выбор адекватных им методов и приемов ее преодоления. Результативность работы с неуспевающими (слабо успевающими) обучающимися  
Использование средств повышения учебной мотивации

 Содержание деятельности по повышению учебной мотивации (путем повышения интереса к содержанию образования, использования различных форм учебной работы на уроках и во внеурочной деятельности и др.)

 
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении Наличие заданий разных уровней для организации урочной и внеурочной работы.

Наличие и использование дидактических средств для индивидуализации обучения.

Реализация практики работы по индивидуальным учебным планам с целью достижения 100% успеваемости

 
Работа с педагогами по вопросам повышения учебной мотивации обучающихся

 Качество рассмотрения на заседаниях кафедры вопросов учебной мотивации обучающихся, консультирование педагогов по вопросам эффективного использования методов и приемов повышения учебной мотивации, наличие системы работы с родителями (законными представителями) обучающихся по проблеме учебной мотивации

 
  Динамика результатов обучающихся

 Итоги мониторинга учебных результатов обучающихся по четвертям (триместрам), полугодиям

 

 

Приложение 1

 

Положение о предметной кафедре

1. Общие положения

1.1. Предметная кафедра в образовательной организации (далее — кафедра) является методическим объединением педагогических работников, созданным с целью организации и осуществления методической и научно-методической деятельности.

1.2. В своей деятельности кафедра руководствуется законодательством Российской Федерации в сфере образования, нормативными актами субъекта Российской Федерации и муниципального образования в сфере образования, уставом образовательной организации (далее — ОО) и другими локальными нормативными актами ОО, включая настоящее положение.

1.3. Перечень предметных кафедр в ОО утверждается приказом директора ОО. Структура кафедры и персональный состав входящих в нее педагогов определяются предметными областями, а также методологическими и прикладными проблемами, решаемыми педагогами в процессе внедрения инноваций.

1.4. Свою деятельность кафедра осуществляет за счет средств ОО.

1.5. При кафедре могут создаваться лаборатории. Кафедра может иметь научных руководителей, работающих на общественных началах.

2. Цель и задачи кафедры

2.1. Целью деятельности предметной кафедры является создание соответствующей требованиям ФГОС ОО единой развивающей образовательной среды, стимулирующей устойчивое развитие педагогических работников средствами методической и научно-методической работы.

2.2. Предметная кафедра обеспечивает выполнение следующих задач:

  • обеспечение высокого методического уровня, практической направленности, системности и целостности профессионального совершенствования педагогов в области общей педагогики, дидактики, педагогической психологии, содержания и методик преподавания учебных предметов, включая курсы внеурочной деятельности и обучение по дополнительным общеобразовательным программам;
  • изучение и внедрение в образовательный процесс, в самообразование педагогов новейших достижений науки и технологий;
  • теоретическое обобщение и прикладная адаптация имеющегося отечественного и зарубежного опыта в области обучения и воспитания обучающихся, разработка собственных оригинальных подходов, программ, методик и технологий, содействие их распространению в практике работы ОО;
  • обеспечение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам и образовательным потребностям субъектов, в отношении которых осуществляется образование;
  • организация работы с одаренными обучающимися в различных формах;
  • совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.

3. Функции предметной кафедры

К функциям предметной кафедры относятся:

3.1. организация изучения педагогами — членами кафедры нормативных актов и методической литературы по вопросам образования;

3.2. участие в разработке основных общеобразовательных программ ОО, дополнительных общеобразовательных программ, разработка рабочих программ учебных предметов, дисциплин, модулей, курсов внеурочной деятельности;

3.3. диагностика и анализ качества образовательного процесса, анализ авторских программ и методик преподавания;

3.4. разработка, написание, подготовка к изданию учебных и методических материалов, рекомендаций, образовательных программ;

3.5. принятие мер по повышению качества подготовки обучающихся, разработка и выполнение корректирующих программ;

3.6. апробация и презентация новых методик, проведение семинаров и конференций для педагогов ОО, муниципального образования и субъекта Российской Федерации;

3.7. организация научно-исследовательской деятельности членов кафедры и поддержка участия обучающихся в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня;

3.8. организация и проведение научно-практических и культурно-массовых мероприятий, направленных на развитие индивидуальных способностей обучающихся, обеспечивающих социализацию личности;

3.9. обеспечение профессионального роста педагогов — членов кафедры, в том числе организация их самообразования;

3.10. осуществление взаимопосещений и обсуждения уроков по составленному графику, организация открытых уроков с целью ознакомления педагогов с методическими разработками;

3.11. изучение и обобщение передового педагогического опыта членов кафедры, представление его на рассмотрение научно-методического совета ОО;

3.12. осуществление сотрудничества кафедры с другими кафедрами ОО;

3.13. разработка и утверждение материалов для проведения промежуточной аттестации, входного, текущего, итогового контроля в пределах компетенции ОО, установленной законодательством РФ в сфере образования;

3.14. организация и проведение предметных и метапредметных недель (декад) в ОО, организация и проведение школьного этапа предметных олимпиад, конкурсов, смотров.

4. Организация деятельности кафедры

4.1. Работа предметной кафедры осуществляется в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым заместителем директора ОО по научно-методической работе.

4.2. Основные формы работы предметной кафедры: проведение исследований по проблемам обучения и воспитания с последующим внедрением их результатов в образовательный процесс, круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты педагогов, заседания творческих групп, открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету, лекции, доклады, сообщения и дискуссии по обсуждению методик обучения и воспитания, вопросов общей педагогики и педагогической психологии, изучение и реализация в образовательном процессе требований нормативных документов, передового педагогического опыта, проведение методических дней, предметных и метапредметных недель (декад), взаимопосещение уроков.

4.3. Все виды и формы работы по основным направлениям деятельности кафедры выполняются педагогами в рамках основного рабочего времени.

4.4. Заседания кафедры организуются не реже одного раза в четверть и оформляются протоколом.

4.5. Документация кафедры включает в себя: план работы на текущий учебный год, индивидуальные карты и планы самообразования педагогических работников — членов кафедры, рабочие программы, протоколы заседаний, отчет о работе кафедры за прошедший учебный год и другие документы, необходимые для выполнения задач и функций кафедры.

4.6. В конце учебного года материалы деятельности предметной кафедры предоставляются заместителю директора ОО по научно-методической работе для анализа и хранения в течение пяти лет.

4.7. Контроль деятельности предметной кафедры осуществляет заместитель директора ОО по научно-методической работе.

5. Ответственность и должностные обязанности заведующего кафедрой

5.1. Заведующий предметной кафедрой избирается из числа опытных педагогических работников — членов предметной кафедры. Он руководит деятельностью кафед-

ры, несет личную ответственность за результативность и качество работы кафедры, а также:

  • осуществляет планирование и анализ работы кафедры;
  • являясь членом научно-методического совета ОО, отчитывается о деятельности кафедры на его заседании;
  • организует ведение индивидуальных карт педагогическими работниками;
  • посещает уроки, занятия в рамках курсов внеурочной деятельности и другие мероприятия, проводимые членами кафедры, анализирует их и доводит результаты до сведения педагогов;
  • отслеживает своевременность подготовки и проведения школьного этапа предметных олимпиад, конкурсов, обобщает и анализирует результаты;
  • обобщает информационно-аналитические материалы по вопросам деятельности кафедры и два раза в год (в декабре и мае) готовит обобщенный аналитический материал о работе кафедры, представляя его на заседании научно-методического совета ОО;
  • обеспечивает методическую помощь педагогическим работникам в освоении инновационных программ и технологий, овладении методикой подготовки и проведения мероприятий (олимпиады, конкурсы и т. п.), организует просветительскую работу для педагогов, консультирует их по вопросам организации учебно-методической работы;
  • обеспечивает повышение профессионального мастерства педагогов, организует проведение обучающих занятий для молодых специалистов и недавно пришедших на работу в ОО педагогических работников;
  • организует методическую помощь педагогам в работе с различными группами обучающихся;
  • организует методическую помощь педагогам в решении проблем преемственности;
  • руководит их работой по развитию и совершенствованию учебно-лабораторной базы;
  • оказывает помощь заместителям директора ОО по подбору материала и пропаганде профессионального опыта членов кафедры.

5.2. Заведующий предметной кафедрой имеет право:

  • вносить предложения по совершенствованию профессиональной деятельности педагогических работников — членов кафедры;
  • давать обязательные для исполнения указания членам кафедры;
  • посещать любые мероприятия, проводимые членами кафедры, для оказания методической помощи и осуществления систематического контроля качества их проведения, предупредив их о посещении не позднее чем накануне проведения мероприятия;
  • представлять педагогических работников — членов кафедры за успехи в работе, активное участие в инновационной и научно-исследовательской деятельности к награждению и поощрению директором ОО;
  • получать от администрации ОО информацию нормативно-правового и организационно-методического характера по вопросам образовательной деятельности;
  • обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками ОО;
  • взаимодействовать по проблемам образовательной деятельности с методистами, подразделениями образовательных организаций профессионального образования с целью совершенствования своей работы.

6. Права предметной кафедры

Предметная кафедра имеет право:

  • рекомендовать администрации ОО:

— распределение учебной нагрузки педагогов — членов кафедры при тарификации;

— организацию углубленного изучения учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей в отдельных классах при наличии соответствующих возможностей;

— систему текущей и промежуточной аттестации обучающихся, критерии их оценивания;

  • вносить предложения о распределении стимулирующих выплат педагогическим работникам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7. Обязанности педагогических работников — членов предметных кафедр

7.1. Каждый педагогический работник обязан:

  • принимать участие в работе одной из предметных кафедр, иметь собственную программу (план) профессионального самообразования;
  • участвовать в заседании кафедры, практических семинарах, в разработке открытых мероприятий (уроков, внеурочной деятельности);
  • принимать участие в разработке рабочих программ курсов, учебных дисциплин и модулей, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.