Практика административной работы в школе :: Статья ««Атлас новых профессий»: содержание и рекомендации по использованию»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал ««Атлас новых профессий»: содержание и рекомендации по использованию»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №8 2017 г.
Рубрика материала: Профориентация
Авторы: Сапа Александр Валерьевич

Файлы материала:
 pdf  скачать → (111335 байт)
 doc  скачать → (33826 байт)


   

 

Сейчас как раз то самое время, когда настоящее

прямо на наших глазах превращается в будущее.

Айзек Азимов

Что такое «Атлас новых профессий»?

Атлас новых профессий — альманах перспективных отраслей и профессий, которые будут востребованы через 15−20 лет. Это результат масштабного исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково», в котором приняли участие свыше 4000 экспертов из реального сектора экономики, научного и образовательного сообществ, федеральных органов исполнительной власти, экспертов в области мировой экономики, юриспруденции, рынка труда. Атлас создан в результате масштабного исследования «Форсайт компетенции — 2030».

Первая версия Атласа была представлена российским читателям в январе 2014 г. На следующий год вышла вторая версия. «Это наш первый шаг, и мы не планируем останавливаться на достигнутом. Мы хотим в перспективе перейти к тому, чтобы заинтересованный абитуриент или родитель мог ввести на сайте профессию или образ профессионала в будущем и под него была бы выстроена целостная траектория образовательного и профессионального развития. Программа Атласа будет выдавать пошаговую инструкцию: например, сначала поучиться в одном вузе, потом поехать на стажировку, затем поработать на предприятии. И тогда при соблюдении этих условий через 15 лет человек станет тем, кем он хотел стать», — рассказал на презентации Атласа руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» АСИ Владимир Солодов. Пока же составители Атласа ограничились небольшим списком вузов и работодателей для каждой отрасли.

Прежде всего Атлас рассчитан на родителей детей и подростков, педагогов и преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования. Для выпускников школ Атлас профессий будущего должен стать своего рода картой жизненных и карьерных возможностей. Авторы прогноза постарались объяснить, какие навыки и компетенции будут востребованы в будущем и как изменится сама структура рынка труда.

Вот что о значении Атласа говорят его разработчики:

  • «Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям… Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш Атлас поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку»;
  • «…мы уверены, что прогрессивные, чувствующие динамику современной жизни родители и молодые люди прочтут Атлас вдумчиво, увидев за иллюстрациями и простой подачей материала важный для себя смысл и задачи на ближайшее будущее. Покажите Атлас детям. Может быть, ваш ребенок найдет в нем то будущее, о котором мечтает…»;
  • «Это не попытка придумать будущее, а глубокий анализ трендов основных отраслей и компаний, желание понять, как меняется мир и каких молодых специалистов он потребует. Как пользоваться Атласом? Самое главное — не считать его ни догмой, ни фантастической книгой, хотя названия некоторых будущих профессий могут заставить улыбнуться. Это, прежде всего, хороший повод задуматься о том, какое образование нужно вам и вашим детям, кем вы хотите быть… Что нас ждет завтра? Скорее всего, мы должны будем не раз сменить наши профессии и постоянно учиться новым. И будущая профессиональная жизнь будет, скорее, чередой профессий, возможно, из списка Атласа, которые придется осваивать в процессе. В будущем нам придется много и часто меняться, и сейчас самое время к этому подготовиться. Чтобы быть готовыми к завтрашнему дню, нужно не просто отучиться и получить два или три диплома. Необходимо постоянное обучение и наращивание компетенций… Если Атлас убедит вас, что ваше будущее, ваша карьера могут оказаться гораздо интереснее тех, которые вы себе представляли ранее, и, самое главное, зависят исключительно от вас, то этот труд исследователей был не напрасен»;
  • «Атлас — сигнал для молодых людей, определяющих свою карьерную траекторию, во что стоит инвестировать свой потенциал. Атлас… стремится помочь ответить на вопрос, какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованными специалистами в новом мире. Атлас является своего рода картой возможностей, по которой человек может построить собственную траекторию движения в интересное будущее»;
  • «Атлас новых профессий, обобщающий и систематизирующий подобную информацию, можно рассматривать как инструмент профессиональной ориентации, который способен помочь молодежи сделать правильный выбор специальности. Именно этот выбор в будущем обеспечит им востребованность на рынке труда»;
  • «Наша цель — показать горизонт, чтобы родители отдавали детей туда, где есть настоящие перспективы, в те профессии, которые по-настоящему нужны стране. И это самосбывающееся пророчество… Мы хотим, чтобы наш Атлас побудил родителей требовать от вузов обучать новым профессиям, рисковать, показать государству: вот те, кто нам нужен»;
  • «Атлас — это книга, созданная для „снятия шор“ с глаз сегодняшнего школьника или абитуриента, книга, показывающая, что за пределами привычного мира юристов-экономистов-менеджеров-маркетологов существует огромный мир профессий, часто более привлекательных для сегодняшнего ребенка. Потому Атлас новых профессий на самом деле говорит с нами о сегодняшнем дне, о том, что сейчас нужно делать и какое направление следует выбрать, чтобы построить свой путь, ведущий в многообещающее будущее».

Что содержит Атлас новых профессий?

Атлас новых профессий включает:

  • профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях российской экономики;
  • универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться к высококонкурентной среде;
  • рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего;
  • перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки;
  • перечень «профессий-пенсионеров», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году, как не соответствующих потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики.

На сегодняшний день Атлас описывает новые профессии в 25 высокотехнологичных и перспективных отраслях. В сборник вошли и более 30 профессий, которые, по прогнозам экспертов, должны исчезнуть в ближайшем будущем.

Так, по прогнозам составителей Атласа, к 2020 г. устареют не только рабочие специальности вроде лифтера, вахтера и почтальона, но и интеллектуальные, например лектор в университете, копирайтер и турагент, а после 2020 г. исчезнут журналисты, логисты, водители такси и даже инспекторы ДПС.

Насколько точным окажется прогноз, сказать сложно. Однако составители уверены, что изменения в структуре рынка труда неизбежны. А вот скорость появления новых профессий может быть разной. Это зависит и от желания предпринимателей заниматься развитием технологий, и от способности образовательной системы удовлетворять возникающие потребности в новых специалистах, и от готовности федерального правительства способствовать переменам.

Профессии будущего

К появлению Атласа новых профессий отношение разное: от скептического до восторженного. Но равнодушных нет. Например, журналисты Forbes изучили Атлас и отобрали 25 самых интересных профессий будущего, базовое образование по которым можно получить уже сейчас.

1. Инженер-композитчик. Подбирает композитные материалы для производства, в том числе с использованием 3D-печати, робототехнических устройств с заданными характеристиками.

2. IT-генетик. Программирует геном для лечения наследственных заболеваний и генетических проблем у детей.

3. Урбанист-эколог. Проектирует новые экологически чистые города.

4. Строитель «умных» дорог. Выбирает и устанавливает «умное» дорожное покрытие с датчиками контроля состояния дороги, а также «умные» знаки, разметку и системы видеонаблюдения.

5. Оценщик интеллектуальной собственности. Определяет стоимость нематериальных активов: идеи, изобретения, бизнес-модели и т. п.

6. Менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ. Организует работу краудфандинговых платформ, предварительно оценивает проекты для краудфандингового финансирования, разбирает конфликты между вкладчиками и авторами проектов.

7. Менеджер космотуризма. Будет разрабатывать туристические программы посещения околокосмического пространства, а позднее — лунных баз и других космических сооружений.

8. Молекулярный диетолог. Диетолог, разрабатывающий индивидуальную схему питания, исходя из молекулярного состава пищи и результатов генетического анализа человека.

9. Генетический консультант. Специалист по генетическому анализу. Анализирует данные, полученные с диагностических устройств, дает заключение и рекомендации по дальнейшей схеме лечения.

10. Сити-фермер. Выращивает овощи и фрукты на крышах и стенах небоскребов.

11. Дизайнер виртуальных миров. Создает виртуальные миры со своей природой, архитектурой и своими законами.

12. Консультант по здоровой старости. Разрабатывает оптимальные физические нагрузки, образ жизни и систему питания для пожилых людей.

13. Прораб-вотчер. Специалист по строительству, который оценивает и, если нужно, корректирует ход строительства с помощью цифровых проектов зданий.

14. Экопроповедник. Проповедует экологически осознанный образ жизни, проводит образовательные программы для детей и взрослых.

15. Специалист по преодолению системных экологических катастроф. Предотвращает катастрофы, которые осознаются людьми постепенно: загрязнение вокруг промышленных центров, радиационные свалки, тающие ледники.

16. IT-медик. Специалист со знанием IT, который создает и управляет базами физиологических данных пациентов, а также проектирует программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования.

17−18. Космобиолог и космогеолог. Космобиолог исследует, как ведут себя организмы в космосе, происходят ли у них генные изменения, и создает экосистемы для орбитальных станций и лунных баз. Космогеолог занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на Луне и астероидах.

19. Проектировщик «умной» среды. Создает программные и технологические решения, позволяющие домам и офисам реагировать на запросы пользователей.

20. Сетевой юрист. Разрабатывает законодательство для виртуального мира и сетей, а также разбирается в вопросах защиты виртуальной собственности.

21. Мультивалютный переводчик. Организует систему обмена и взаиморасчета традиционных и альтернативных, например электронных, валют.

22. Проектировщик медицинских роботов. Специалист, проектирующий роботов и киберустройства для медицины: диагностические роботы, роботы-хирурги, киберпротезы.

23. Электрозаправщик. Обслуживает заправки для электротранспорта.

24. Системный горный инженер. Полностью контролирует разработку месторождений от поисково-разведочных работ до закрытия месторождения.

25. Цифровой лингвист. Разрабатывает лингвистические системы семантического перевода (перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации (в том числе семантический поиск в Интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках.

Чему необходимо учиться и учить?

Конечно, ни один человек не может полностью предсказать и описать ожидающее нас будущее. Однако существуют социальные и технологические тенденции, или тренды, определяющие направление, в котором развивается наш мир, и, опираясь на знания о них, мы сможем понять, чему необходимо учиться и учить. В Атласе такие тренды обозначены. Они требуют новых «надпрофессиональных» навыков, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение такими навыками позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность.

Надпрофессиональные навыки, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего, тоже представлены в Атласе новых профессий:

  • мультиязычность и мультикультурность;
  • навыки межотраслевой коммуникации;
  • клиентоориентированность;
  • умение управлять проектами и процессами;
  • умение работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач;
  • разнообразные творческие способности;
  • программирование IT-решений / управление сложными автоматизированными комплексами / работа с искусственным интеллектом;
  • навыки бережливого производства;
  • экологическое мышление.

Методические рекомендации по применению Атласа новых профессий

В 2015 г. Атлас новых профессий неоднократно был представлен на крупнейших российских образовательных выставках и форумах, на его основе экспертами Агентства стратегических инициатив проводились профориентационные игры со школьниками и подростками на площадках Международного образовательного салона, в детских центрах «Артек», «Орленок», «Сириус», на международном форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России», в системе чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills Russia.

Имеющийся опыт работы позволяет выделить основные направления применения Атласа новых профессий в ходе профориентационной работы в 5−11-х классах.

1. Деловая проектная игра «Требуются профессионалы», цель которой — создать проекты будущего по конкретным предложенным направлениям, для выполнения которых надо подобрать профессионалов из Атласа новых профессий.

2. Индивидуальный квест «Путешествие героя в поисках счастливой профессии», цель которого — определение области увлечения подростка и выбор им профессионального направления или специализации, наиболее соответствующей его интересам и способностям.

3. Конкурсы проектов учащихся на основе Атласа, цель которых — показать, как автор понимает свои перспективы на рынке труда будущего:

  • «Игромастер» (проекты, раскрывающие содержание и методику проведения различных игр (общеинтеллектуальных, коммуникативных, развлекательных и др.), раскрывающих содержание и суть Атласа новых профессий);
  • «Школьный стартап» (проектные работы, в которых раскрыта инициатива автора в достижении своей идеи (творческой, экономической, социальной));
  • «Центр развития образовательной среды», «Школьный бизнес-инкубатор», «Тьютор», «Тренер по майнд-фитнесу»;
  • «Навыки будущего» (проекты, раскрывающие способы развития одного из универсальных надпрофессиональных навыков, которые будут востребованы в будущем);
  • «Разработка и проведение внеклассных мероприятий с использованием Атласа новых профессий» (игр, классных часов, развивающих занятий и т. п.).

4. Цикл классных профориентационных часов «Разговоры о будущем» («Наука и искусство: профессии искусства в будущем», «Берем с собой в завтра», «Пирамида навыков», «Новые профессии в сфере углехимии» и др.).

5. Ролевые игры по Атласу («Дорога в профессию», «Свои в будущем», «Форсайт медицинских профессий» и др.).

6. Конкурс эссе и презентаций «Атлас новых профессий: загляни в будущее»:

  • «Семейные профессии» (необходимо выбрать одну из семейных профессий и показать, что она представляет собой в настоящее время и какие изменения с ней могут произойти в ближайшем будущем);
  • «Дай шанс» (эссе и презентации, раскрывающие новый взгляд на устаревающую профессию, «профессию-пенсионера»);
  • «Один рабочий день из моей жизни в будущем» (представьте, что вы уже живете в 2030 г. У вас любимая работа, приносящая вам много радости. Как проходит ваш день на работе?);
  • «Самое главное» (эссе, посвященное навыку, который вы считаете самым важным на вашем профессиональном пути);
  • «Что посеешь, то и пожнешь» (нужно показать, какие конкретные шаги вы собираетесь сделать, чтобы попасть из настоящего в будущее. Составьте стратегический план, алгоритм выбора будущей профессии);
  • «Судьба нам дарит испытания» (эссе и презентации, раскрывающие вашу работу над собой, ваш личностный рост);
  • «Одна из всех» (представьте в творческой форме стратегию выбора будущей профессии на основе Атласа);
  • «Профессия и образ» (представьте в творческой форме одну из профессий будущего, основываясь на материалах Атласа).

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.