Практика административной работы в школе :: Статья «Воспитательное мероприятие «В жизни всегда есть место подвигу»»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Воспитательное мероприятие «В жизни всегда есть место подвигу»»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №7 2017 г.
Рубрика материала: Воспитательная работа
Авторы: Гура Елена Вячеславовна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (155591 байт)
 doc  скачать → (76689 байт)

Дополнительные файлы:
кл. час..pptx


   

 

Пояснительная записка

Цель мероприятия: формирование у обучающихся патриотических ценностных ориентаций.

Задачи мероприятия

  1. Образовательная задача: показать на примерах, что такое подвиг и как он совершается в разных обстоятельствах военного и мирного времени, выработать у обучающихся осознанное понимание, что такое человеческое бессмертие, что такое готовность к подвигу и труду на пользу Родине.
  2. Воспитательная задача: вызвать у суворовцев желание воспитывать в себе нравственные мужские качества: патриотизм, смелость, мужество, решительность, находчивость, необходимые для приобретения боевого мастерства, ориентацию на позитивные поступки и действия, заслуживающие высокой оценки коллектива.
  3. Развивающая задача: способствовать пониманию того, как и почему человек совершает подвиг; развивать способность открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию.

Наглядные материалы:

  • копия письма с фронта;
  • «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина;
  • знак «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • презентация;
  • видеоклипы с музыкой;
  • схема «Подвиг»;
  • экземпляр «Российской газеты» от 16 февраля 2017 г.

Раздаточный материал:

  • копии письма с фронта, страницы из книги;
  • листы формата А3;
  • цветные фломастеры.

Этапы мероприятия и их примерная длительность

1. Вступительная часть (4 мин.).

2. Основная часть (35 мин.)

2.1. Уточнение темы занятия (5 мин.).

2.2. Работа в группах с ротацией, составление кластера (схемы) (22 мин.).

2.3. Обобщение результатов групповой работы  (8 мин.).

3. Рефлексия (5 мин.).

Ход мероприятия

Первый этап. Вступительная часть

Учитель. Товарищи суворовцы, сегодня я хочу поговорить с вами о подвиге. Мне интересно узнать вашу точку зрения и выяснить, совпадут ли наши мнения по заявленной проблеме. (Слайд 1.) Начнем с формулировки темы нашей встречи. Прочитайте высказывания и сделайте вывод, какая общая мысль их объединяет. (Слайд 2.)

  1. Подвиг — это все, что ты сделал с любовью для Родины, для ее людей. (В. Чуйков)
  2. Мужественные подвиги достовернее слов. (А. Суворов)
  3. Самые большие подвиги были совершены из любви к Отечеству. (Ж.-Ж. Руссо)
  4. Подвиг и храбрость заливают историю ослепительным блеском. (В. Гюго)

Звучат ответы суворовцев.

Второй этап. Основная часть

Уточнение темы занятия

Учитель. Во всех предложенных высказываниях говорится о подвиге. (На магнитную доску крепится карточка «Подвиг».) А о каких разных формах подвига говорится в высказываниях?

Суворовцы отвечают.

Учитель. Подвиг — это… (добавляет на магнитную доску карточки со словами):

  • дела на благо Родины;
  • мужество;
  • любовь к Отечеству;
  • память в истории.

На доске появляется схема (см. схему 1).

Схема 1. Слагаемые подвига

Как вы думаете, ушло ли в прошлое время, когда совершались подвиги?

Суворовцы высказывают свое мнение.

Учитель. Правильно, товарищи суворовцы, ваши ответы можно обобщить словами М. Горького: «В жизни всегда есть место подвигу». Так он говорил почти 120 лет назад, а сейчас, в наше время, в жизни есть место подвигу? (Слайд 3.)

Работа в группах с ротацией, составление кластера (схемы)

Учитель. История сохранила немало описаний подвигов в различные эпохи. (Слайд 4.) Возьмем, к примеру, первые два месяца года:

  • 27 января 1944 г. — день полного снятия блокады Ленинграда;
  • 2 февраля 1943 г. — победа в Сталинградской битве;
  • 14 февраля 1943 г. — день освобождения от фашистов г. Ростова-на-Дону;
  • 15 февраля 1989 г. — вывод советских войск из Афганистана;
  • 23 февраля 1918 г. — День защитника Отечества.

Проверим, как вы знаете историю и как понимаете, что такое подвиг. (Слайд 5.)

Задание для групп: восстановите утерянные части архивных документов. Первая группа работает с письмом с фронта, вторая — со страницей «Блокадной книги», третья — с указом Президента Р Ф о награждении героя наших дней.

На эту работу дается примерно 4 мин.

Первая группа представляет героический подвиг летчика в годы Великой Отечественной войны. В предложенном учащимся письме с фронта пропущены некоторые слова, которые необходимо вписать, воспользовавшись предложенным ключом.

«Дорогая мама, очень долго не писал, потому что находился на одном из ответственных участков Сталинградского фронта. Фашисты прорвались к Волге севернее Сталинграда 23 августа 1942 г. Сталинградская битва продолжалась 200 долгих, кровопролитных дней и ночей и закончилась полной нашей победой.

Мы героически защищали высоты Мамаева кургана. Я повел горящий самолет прямо на скопление войск врага. Во время взрыва меня выбросило из самолета, но, теряя сознание, я успел дернуть кольцо парашюта.

Очнувшись, понял, что попал в плен. Через несколько дней сумел бежать из концлагеря к своим… Героя Советского Союза мне присвоили посмертно в ноябре 1942-го. Но я выжил! Вернулся в родной полк, служу, надеюсь, что скоро закончится война. Целую. Твой сын Кочетков Николай».

Учитель. Посмотрите, сколько наград имел военный летчик Николай Кочетков, участник Сталинградской битвы, за подвиги, совершенные в годы войны и далее в мирное время. (Слайд 6.)

Посмотрите на настоящее письмо с фронта. Обратите внимание на вычеркнутые слова и на печать «Просмотрено военной цензурой». Как вы думаете, для чего нужна была цензура солдатских писем?

Ответ суворовцев: для сохранения секретности.

Настоящий подвиг не забывается в веках. По результатам народного голосования памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» и скульптура «Родина-мать зовет!» были включены в число семи чудес России. (Слайд 7.)

Высшее проявление мужества — это героизм, который продолжают воспевать наши современники. Послушайте песню группы «Мордор» о подвиге солдат, защищавших Сталинград.

Звучит песня «Сталинград».

Учитель. В песне прозвучал вопрос: «А смог бы я так? Как встал солдат стеной у смерти на пути». (Слайд 8.) Как вы думаете, какими качествами личности необходимо обладать, чтобы совершить подвиг, поступок, доблестное, важное для многих людей действие?

Каждая группа дополняет схему 1, добавив четыре качества личности, способной к подвигу. У каждой группы будет свое оформление схемы «Качества личности, способной к подвигу», это лишь подчеркнет индивидуальность детей. Схему необходимо сделать на двух листочках. Это понадобится в дальнейшем.

По окончании работы над схемами учитель предлагает одному учащемуся из группы перейти в другую группу для того, чтобы познакомить ее участников с результатами работы своей группы и добавить к своей схеме варианты соседней группы.

Выбранный учащийся забирает один из листочков, на котором изображена схема, и переходит в другую группу. Таким образом в каждой группе появляется новый участник. В этой новой группе участники обсуждают обе схемы и создают одну новую, состоящую из заданного количества пунктов. В результате появляется несколько схем, вобравших в себя спектр мнений по заданному вопросу.

Вторая группа представляет подвиг города, коллективный подвиг. Для работы им выдана страница «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина с пропущенными словами.

«8 сентября 1941 года немецко-фашистские захватчики отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900-дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Блокада города Ленинграда продолжалась до 27 января 1944 г. В этих условиях истощенные голодом трудящиеся Ленинграда в темных, холодных цехах обмороженными и потрескавшимися от холода руками изготовляли оборонную продукцию. Голодных и больных рабочих привязывали к стволу орудия, чтобы они не могли свалиться во время работы. Несмотря на невиданные трудности, возвращенные в строй танки продолжали выходить из ворот Металлического завода. Вместе с взрослыми столь же самоотверженно трудились подростки и дети».

Учитель. Подвиг блокадников и защитников города стал символом величия духа советских людей, предзнаменованием будущей великой Победы. (Слайд 9.) Ленинградцы совершили коллективный подвиг. Они защитили от врага любимый город. Город, который совершил невиданный в истории человечества подвиг. Мы всегда будем помнить непобежденный Ленинград, стойкость и мужество защитников и жителей города. Посмотрите, вот как выглядит знак «Жителю блокадного Ленинграда». (Слайд 10.)

Звучит песня В. Кипелова «Непокоренный».

Учитель. В прозвучавшей песне были такие строки:

Непокоренный, прошедший сквозь ад,

Непокоренный герой Ленинград!

Как вы думаете, какие качества позволили ленинградцам пройти сквозь блокадный ад и выстоять? Отвечая на мой вопрос, продолжите дополнять схему «Качества личности, способной к подвигу».

Продолжается работа в группах с ротацией.

Третья группа представляет подвиг в наше мирное время. Суворовцы работают с указом Президента Р Ф от 26 января 2017 г.

«Вручить звезду героя России летчику-испытателю первого класса, заместителю начальника летно-испытательной станции филиала Компании „Имени Чкалова“ Валерию Поташову. Он окончил высшее военное авиационное училище. За проведение летных испытаний системы дозаправки топливом в воздухе, значительно расширяющих боевые возможности самолетов фронтовой авиации, был награжден боевым орденом Красной Звезды. За большой вклад в испытание авиационной техники и многолетнюю безаварийную летно-испытательную работу ему присвоено почетное звание „Заслуженный летчик-испытатель РФ“. (Слайд 11.) Валерий Поташов удостоен звания „Герой России“ за героизм и мужество, проявленные при испытании военной техники, за напряженный труд и оправданный риск».

Учитель. Назовите качества личности Валерия Поташова, которые отметил Президент Р Ф, вручая ему высокую награду. (Слайд 12.) Посмотрите на схему и допишите качества личности героя России Валерия Поташова.

Обобщение результатов групповой работы

От каждой группы выходит один суворовец. Он представляет составленную группой схему, называет качества личности, кратко поясняет, почему это качество характеризует человека, готового пойти на подвиг.

Учитель. Посмотрите на схему, составленную суворовцами в прошлом году, и добавьте в свои схемы те качества, которые вы не указали (честь, достоинство, человечность, трудолюбие, сознательность, мужественность, патриотизм, порядочность, смекалка, решительность, верность, взаимовыручка, самоотверженность, ответственность, стойкость, сила, благородство, милосердие, справедливость, смелость). (Слайд 13.)

Учитель. В процессе занятия вы ознакомились с историческими примерами подвига отдельных личностей и целого народа. Так что же такое подвиг? Ответьте на этот вопрос, опираясь на составленную схему.

Ответ суворовцев: подвиг — это мужественный поступок, когда человек, преодолевая свои возможности, совершает что-то на благо Родины, с любовью к Отечеству, и этот поступок остается в истории.

Качества личности, готовой к подвигу

Учитель. А осталось ли место для подвигов, которые могли бы совершить вы? Послушайте хронику лишь одного дня из «Российской газеты» за 16 февраля 2017 г.

«В Амурской области 14-летний Максим Кобычев на себе вынес из горящего дома 84-летнюю женщину-инвалида. Рискуя жизнью, вернулся в горящую комнату и спас ее 40-летнего внука.

Первоклассник из Нижегородской области Влад Морозов приехал погостить к слепой бабушке в деревню. Ночью во время грозы в избу влетела шаровая молния. От взрыва 7-летний мальчик оглох, получил ожоги, но потушил на бабушке платье и вывел ее на улицу за несколько секунд до взрыва газового баллона.

Почти слепой подросток-пермяк Дима Некрасов спас из огня 17 человек. Мальчик приехал к своей матери, которую лишили родительских прав, и заночевал у нее в общежитии. Ночью вспыхнул пожар. Ребенок вывел на улицу взрослых, заставил выпрыгнуть из окна на растянутое одеяло пенсионерку-инвалида. Дима учится в школе-интернате для слабовидящих. Мечтает поправить зрение и стать спасателем".

А где сейчас можно совершить подвиг? Такая ли сейчас обстановка в нашей стране и в мире, чтобы можно было не думать об этом? (Слайд 14.)

Сложная обстановка на Украине, в Сирии, в Афганистане. Да, эти конфликты развернуты не на территории России, но чужого горя не бывает. Чтобы терроризм не пришел в наш дом, нужно остановить «черную чуму». И основная роль в этом процессе принадлежит военным людям. Вы выбрали учебу в военном училище, а это значит, что должны быть готовы к подвигу. Что вы можете сделать для этого уже сейчас? (Слайд 15.)

Звучат ответы суворовцев: закалять себя физически, воспитывать в себе те качества, которые назвали сегодня при обсуждении темы.

Учитель. Прочитайте слова педагога Василия Сухомлинского о подвиге. (Слайд 16.)

«Каждый воспитанник должен совершить такой поступок, который в его возрасте был бы равносильным подвигу, который оценивался бы и коллективом как подвиг».

Как вы думаете, что имел в виду Сухомлинский?

Звучат ответы учащихся.

Учитель. Правильно, подвиг возможен в достижении высоких результатов учебы. Каждый из нас способен на подвиг в самой обычной жизни. Чтобы совершать подвиги, не обязательно бросаться на амбразуру, достаточно изо дня в день мужественно и спокойно делать то лучшее, на что ты способен. Каждый день жить так, чтобы жизнь становилась красивее и сильнее.

Третий этап. Рефлексия

Звучит песня «Поклон Родине» (муз. Г. Подэльский, сл. Л. Татаренко).

Учитель. Придет время, и вам придется ответить на вопрос, прозвучавший в песне:

«Ну, а ты, ну, а ты, ты скажи мне, что ты,

Что же Родине ты в благодарность за все подарил?

На далекой звезде и в таежном краю

Поклонюсь твоим нивам, садам.

И в труде, и в бою за Отчизну свою,

За тебя кровь до капли отдам".

Есть такая профессия — защищать Родину. Такой выбор вы сделали, поступив в суворовское училище. Не останавливайтесь в достижении своей цели. (Слайд 17.) Как гласит народная мудрость: «Подвиг делает тот, кто вперед идет». (Слайд 18.) Вернемся к теме занятия. Дайте ответ на вопрос: «В жизни всегда есть место подвигу?» (Слайд 19.)

Как об этом сказал Максим Горький: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы или не понимают жизни». (Слайд 20.)

В заключение послушайте обращение выпускника нашего училища, Героя России, командующего Южным военным округом генерал-полковника Александра Дворникова и запомните, какие качества личности суворовца называет Герой России (настойчивость в достижении поставленных целей, укрепление своего духа и воли, уверенность в постижении военной науки, верность званию суворовца).(Слайд 21.)

В качестве домашнего задания прошу вас составить личный план по развитию тех качеств, которых у вас недостает для того, чтобы быть готовым к подвигу.

Примечание

Если в процессе занятия останется время, можно провести работу в группах с предложенными метафорами (образными выражениями), которые так или иначе описывают состояние природы: «Цунами», «Слияние двух рек», «Вспышка сверхновой звезды», «Весенний разлив рек» и др. Группам необходимо выработать общую точку зрения относительно того, чем это явление природы похоже на понятие «подвиг».

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.