Практика административной работы в школе :: Статья «Материалы для подготовки рабочей программы курса внеурочной деятельности в начальной школе «Основы экологии»»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Материалы для подготовки рабочей программы курса внеурочной деятельности в начальной школе «Основы экологии»»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №7 2017 г.
Рубрика материала: Образовательный процесс
Авторы: Еленская Галина Ивановна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (112803 байт)
 doc  скачать → (35579 байт)


   

 

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для изучения учащимися 1−4-х классов основных экологических понятий. Она является дополнением к курсу «Окружающий мир», который изучается в начальной школе в качестве одного из основных предметов по учебникам А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» (изд-во «Просвещение", 2009, 2011 гг.), и соответствует требованиям ФГОС НОО.

Программа курса выстроена в той же логической последовательности, что и тексты учебника, концентрическим способом, когда при переходе из класса в класс идет расширение и углубление одних и тех же понятий на новом витке знаний, что дает возможность учащимся сравнивать полученную из разных источников информацию, соизмерять объем и оценивать ее.

Курс не дает искаженного понятия об экологии как о борьбе с загрязнением окружающей среды. Он формирует правильное понятие об экологии как науке о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Курс можно использовать в качестве первой ступени формирования ноосферного сознания учащихся.

Он дает возможность учащимся работать с разными источниками информации (в том числе и интернет-ресурсами), критически оценивать полученную информацию и осваивать приемы информационно-коммуникативной деятельности, что соответствует ФГОС НОО. Курс предусматривает и использование местного краеведческого материала.

Курс изучается с 1-го по 4-й класс по 0,5 часа в неделю. Общий объем времени составляет 68 часов, срок реализации программы — 4 года.

При изучении курса не предполагается выставление оценок, но по окончании изучения программы в каждом классе предполагаются самооценка учащихся по рассмотренным темам и проведение выставок рисунков и других творческих работ, что создает возможность для совместной работы учеников и их родителей (законных представителей).

Цели программы

  1. Формирование правильного понятия об экологии как науке о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой и бережном отношении к природе.
  2. Развитие экологической культуры у младшего школьника.
  3. Формирование навыков информационно-коммуникативной деятельности.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

  1. Умение активно включаться в общение со сверстниками, находить с ними общий язык.
  2. Умение осмысливать мотивы собственных действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
  3. Умение производить информационно-смысловой анализ текста, извлекать из текста информацию, заданную в явном виде.
  4. Умение сопоставлять информацию, взятую из разных источников.
  5. Умение критически относиться к полученной информации.
  6. Умение применять экологические знания на практике, то есть приобретение навыка экологически сообразного поведения в природе, безопасного для человека и окружающей среды.
  7. Умение давать самооценку полученным знаниям и умениям.

Формы деятельности:

  • индивидуальная работа учащихся с информацией;
  • групповая работа учащихся с информацией;
  • творческая работа учащихся;
  • информационно-коммуникативная деятельность;
  • самооценка.

Ввиду того, что за 16−17 занятий невозможно составить мониторинговую карту определения личностных и метапредметных результатов освоения курса, в конце каждого года обучения предполагается самооценка учащихся по уже имеющимся у них знаниям («Что знал») и полученным в ходе изучения курса («Что узнал»).

Курс успешно прошел апробацию, в ходе которой на занятиях в числе прочих использовались пособия для 1−4-х классов М. В. Беденко, А. Н. Савельева «Окружающий мир: суперувлекательные тексты, блицтесты» (М.: ООО «5 за знания», 2008).

При изучении курса «Основы экологии» в каждом классе выбирается приоритетная тема изучения, которая может служить объединяющим фактором для урочной и внеурочной деятельности в целях достижения большего результата.

Содержание курса «Основы экологии»

1-й класс

Понятие об экологии. Живая и неживая природа. Земля — наш дом. Место Земли в космическом пространстве.

Вода, воздух, горные породы — неживая природа Земли, среда обитания для живых организмов.

Живая природа. Растения. Строение. Сходство и различие растений. Места обитания растений. Связь растений и животных.

Животные. Многообразие животных. Места обитания, связь со средой обитания.

Место человека среди живых организмов. Влияние человека на окружающую среду. Загрязнение окружающей среды.

2-й класс

Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

Неживая природа. Звездное небо — окружающая среда. Внешние оболочки Земли. Водная, воздушная, каменная оболочки Земли.

Живая природа. Многообразие растений (дикорастущие и культурные). Условия произрастания. Роль растений в природе и жизни человека. Многообразие животных, их экологическая роль. Охрана растений и животных. Красная книга, в том числе и родного края.

Связь живой и неживой природы. Явление природы. Приспособленность живых организмов к среде обитания.

Экология человека (здоровье и безопасность).

3-й класс

Мир вокруг нас. Зачем изучать природу. Увеличительные приборы.

Царство бактерий. Строение. Экологическая роль.

Царство растений. Строение клетки. Многообразие растений. Процессы жизнедеятельности. Экологическая роль.

Царство животных. Строение клетки. Многообразие. Процессы жизнедеятельности. Экологическая роль.

Царство грибов. Строение клетки. Многообразие. Экологическая роль.

Взаимосвязь живых организмов друг с другом и окружающей средой.

Человек — часть природы. Особенности его строения. Здоровый образ жизни. Взаимодействие с окружающей средой.

Тела и вещества. Вода. Состав и строение. Охрана вод. Воздух. Состав и свойства. Охрана воздуха. Почва. Охрана почв.

Охрана растений и животных. Редкие и охраняемые растения и животные родного края.

4-й класс

Звездное небо. Звезды и созвездия. Планеты Солнечной системы. Земля. Влияние звездного неба на состояние живых организмов.

Мир глазами эколога. Экологическое равновесие. Человек и природа.

Природа России. Равнины и горы. Подземные богатства. Моря, реки, озера. Климатические зоны. Приспособление живых организмов к среде обитания.

Экология родного края. Горные породы. Воды родного края. Растительный и животный мир родного края. Охрана окружающей среды.

Основные понятия курса и уровень предполагаемых знаний учащихся

Основные понятия

Уровень знаний

1-й класс

1. Окружающая среда (среда обитания)

Понятие, описание свойств

2. Живая природа (растения и животные)

Определения, понимание связи живой природы со средой

обитания

3. Место человека среди живой природы

Понимание влияния человека на окружающую среду

4. Экология как термин

Представление

2-й класс

1. Окружающая среда, в том числе и звездное небо

Расширение понятий

2. Многообразие в живой природе

Представление об экологической роли живых организмов.

Красная книга

3. Экология человека

Представление

4. Экология как термин

Расширение представления

3-й класс

1. Окружающая среда

Знание свойств, понятие охраны

2. Царство живой природы

Знание многообразия, понимание экологической роли

3. Человек — часть природы

Знание о влиянии человека на окружающую среду, понятие ЗОЖ

4. Экология как термин

Понятие

4-й класс

1. Окружающая среда

Устойчивое понимание влияния окружающей среды на живую природу

2. Живая природа

Понятие об экологическом равновесии, приспособление

к окружающей среде

3. Деятельность человека

Понятие о взаимодействии человека с окружающей средой

4. Экология как термин

Устойчивое понимание

Тематическое планирование занятий

Номер занятия

Тема

Формы деятельности учащихся

1-й класс

1–2

Понятие об экологии. Живая и неживая природа. Что вы знаете о своей планете (место Земли в космическом пространстве)

Индивидуальная работа с информацией, информационно-коммуникативная деятельность

3–4

Вода, воздух, горные породы — неживая природа Земли, среда обитания живых организмов.

(Что у нас над головой и под ногами?)

Индивидуальная работа с информацией, информационно-коммуникативная деятельность

5–6

Растения. Сходства и различия растений

Индивидуальная работа с информацией, творческая работа учащихся

7–8

Как живут растения? Места обитания и связь

со средой обитания

Групповая работа учащихся

9–10

Животные. Их многообразие

Индивидуальная работа с информацией, информационно-коммуникативная деятельность

11–12

Как и где живут животные? Места обитания и связь со средой обитания

Групповая работа

13–14

Место человека среди живых организмов, влияние на окружающую среду

Почему мы часто слышим слово «экология»

Творческая работа, информационно-коммуникативная деятельность, индивидуальная работа с информацией

15

Загрязнение окружающей среды. Куда девается мусор?

Творческая работа, информационно-коммуникативная деятельность, индивидуальная работа с информацией

16–17

Обобщение. Самооценка результатов образовательной деятельности

Самооценка

2-й класс

1–3

Что такое экология? Неживая природа. Звездное небо — окружающая среда. Внешние оболочки Земли: водная, воздушная, каменная

Творческая работа, информационно-коммуникативная деятельность, индивидуальная работа с информацией

4–5

Живая природа. Растения. Их многообразие.

Условия произрастания. Роль растений в природе

Индивидуальная работа с информацией

6

Растения в моей жизни

Творческая работа

7–8

Животные. Их многообразие. Экологическая роль

Творческая работа, информационно-коммуникативная деятельность, индивидуальная работа с информацией

9

Мои любимые животные

Творческая работа

10

Красная книга. Охрана растений и животных

Групповая работа, информационно-коммуникативная деятельность

11–12

Связь живой и неживой природы. Явления природы. Погода. Приспособленность организма к среде обитания

Индивидуальная работа с информацией

13

В гости к осени. В гости к зиме

Творческая работа

14–15

Экология человека. Здоровье и безопасность. Лесные опасности

Индивидуальная и групповая работа с информацией

16

Обобщение

Информационно-коммуникативная деятельность

17

Самооценка результатов образовательной

деятельности

Самооценка

3-й класс

1

Мир вокруг нас. Увеличительные приборы

Индивидуальная работа с информацией

2

Царства живой природы. Бактерии. Строение и экологическая роль

Групповая работа с информацией

3

Растения. Строение клетки. Многообразие. Процессы жизнедеятельности. Экологическая роль

Индивидуальная работа с информацией, информационно-коммуникативная деятельность

4

Животные. Строение клетки. Многообразие. Процессы жизнедеятельности. Экологическая роль

Индивидуальная работа с информацией, информационно-коммуникативная деятельность

5

Грибы. Строение клетки. Многообразие. Экологическая роль

Индивидуальная работа с информацией, информационно-коммуникативная деятельность

6–7

Взаимосвязь живых организмов друг с другом и окружающей средой

Групповая и индивидуальная работа с информацией

8–9

Человек — часть природы. Особенности его строения

Индивидуальная работа с информацией

10

Человек и окружающая среда. Здоровый образ жизни. Взаимодействие с окружающей средой

Творческая работа, информационно-коммуникативная деятельность

11

Обобщение

Информационно-коммуникативная деятельность

12

Частицы, из которых состоят тела и вещества

Индивидуальная работа с информацией

13

Тела и вещества

Индивидуальная работа с информацией

14

Вода. Охрана воды

Творческая работа, информационно-коммуникативная деятельность

15

Воздух. Охрана воздуха

Творческая работа, информационно-коммуникативная деятельность

16

Почва. Охрана почвы

Индивидуальная и групповая работа с информацией

17

Охрана растений и животных. Охраняемые растения и животные родного края

Информационно-коммуникативная деятельность, самооценка

4-й класс

1

Звездное небо. Планеты Солнечной системы

Индивидуальная работа с информацией, информационно-коммуникативная деятельность

2

Звезды и созвездия

Групповая работа с информацией

3

Влияние звездного неба на состояние живых организмов

Индивидуальная работа с информацией

4

Мир глазами эколога. Понятие об экологии

Творческая работа, информационно-коммуникативная деятельность

5

Экологическое равновесие

Информационно-коммуникативная деятельность

6

Человек и природа

Творческая работа, информационно-коммуникативная деятельность

7

Обобщение

Информационно-коммуникативная деятельность

8

Природа России. Равнины и горы. Подземные богатства

Групповая работа с информацией

9

Моря, реки, озера

Групповая работа с информацией

10

Климатические зоны. Арктическая пустыня. Тундра. Приспособление живых организмов к среде обитания

Информационно-коммуникативная деятельность

11

Леса. Приспособление живых организмов к среде обитания

Информационно-коммуникативная деятельность

12

Степи и пустыни. Приспособление живых организмов к среде обитания

Информационно-коммуникативная деятельность

13

Экология родного края. Горные породы

Информационно-коммуникативная деятельность

14

Воды родного края

Индивидуальная работа с информацией

15

Растительный и животный мир родного края

Индивидуальная работа с информацией

16

Охрана окружающей среды

Информационно-коммуникативная деятельность

17

Обобщение. Самооценка результатов образовательной деятельности

Самооценка

Приоритетные темы изучения курса для объединения урочной и внеурочной деятельности

 

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

1-й класс. «Биологическое разнообразие живых организмов, их взаимодействие друг с другом и окружающей средой»

Основные понятия

1. Растение и его части.

2. Группы животных.

3. Условия жизни растений и животных

1. Живая природа.

2. Окружающая среда

УУД

1. Работа в паре.

2. Использование представленной информации для получения новых знаний.

3. Работа в группах.

4. Переработка полученной информации.

5. Поиск информации

1. Готовность активно включиться в общение и взаимодействие со сверстниками (сотрудничество).

2. Способность осмысливать мотивы собственных действий.

3. Способность осмысливать задачу, для решения которой недостаточно имеющейся информации, умение выдвигать гипотезы.

4. Способность устанавливать причинно-следственные связи.

5. Самооценка

2-й класс. «Земля и космос»

Основные понятия

1. Вращение Земли.

2. Времена года.

3. Смена дня и ночи

1. Звездное небо — окружающая среда.

2. Явления природы

УУД

1. Поиск и выделение необходимой информации.

2. Умение структурировать информацию.

3. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

4. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

5. Контроль, коррекция, оценка деятельности

1. Готовность активно включиться в общение и взаимодействие со сверстниками (сотрудничество).

2. Способность осмысливать мотивы собственных действий.

3. Способность осмысливать задачу, для решения которой недостаточно имеющейся информации, умение выдвигать гипотезы.

4. Способность устанавливать причинно-следственные связи.

5. Самооценка

3-й класс. «Человек — часть природы, влияние его деятельности на природу»

Основные понятия

1. Человек.

2. Общество.

3. Окружающая среда.

4. Вещества.

5. Заповедники и НП

1. Человек — часть природы.

2. Охрана окружающей среды

УУД

1. Моделирование ступеней познания человеком окружающего мира.

2. Моделирование воздействия человека на природу (в виде схемы)

1. Готовность активно включиться в общение и взаимодействие со сверстниками (сотрудничество).

2. Способность осмысливать мотивы собственных действий.

3. Способность осмысливать задачу, для решения которой недостаточно имеющейся информации, выдвигать гипотезы.

4. Способность устанавливать причинно-следственные связи.

5. Самооценка

4-й класс. «Мир глазами эколога»

Основные понятия

1. Экологические проблемы, организации, праздники.

2. Всемирное природное наследие, Красная книга.

3. Природные сообщества.

4. Природные зоны

1. Окружающая среда.

2. Живая природа.

3. Деятельность человека

УУД

1. Анализировать современные экологические проблемы.

2. Иметь представление о международном сотрудничестве.

3. Осознавать причины создания списка всемирного наследия.

4. Иметь представление об усвоении природных богатств природных зон

1. Готовность активно включиться в общение и взаимодействие со сверстниками (сотрудничество).

2. Способность осмысливать мотивы собственных действий.

3. Способность осмысливать задачу, для решения которой недостаточно имеющейся информации, умение выдвигать гипотезы.

4. Способность устанавливать причинно-следственные связи.

5. Самооценка

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.