Практика административной работы в школе :: Статья «Рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №6 2017 г.
Рубрика материала: Образовательный процесс
Авторы: Никандров Владимир Григорьевич

Файлы материала:
 pdf  скачать → (122724 байт)
 doc  скачать → (30046 байт)


   

 

1. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования (далее — ФГОС ОО), порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, и распространяются на образовательные организации (далее — ОО), реализующие образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, в том числе для лиц, осужденных к лишению свободы.

1.2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах в очной, очно-заочной или заочной формах.

1.3. Документация по обучающимся в очно-заочной (заочной) форме обучения выделяется в отдельное делопроизводство и содержит:

  • учебный план очно-заочного (заочного) обучения;
  • журналы успеваемости;
  • календарный учебный график очно-заочного (заочного) обучения;
  • расписание учебных занятий в сессионный (межсессионный) период.

1.4. Очно-заочная форма — форма обучения, предполагающая непрерывное в течение учебного года сочетание очной и самостоятельной подготовки обучающихся в соответствии с календарным учебным графиком очно-заочного обучения, включая очное посещение учебных занятий в соответствии с учебным планом очного обучения.

1.5. Заочная форма — форма обучения, предполагающая поэтапное в течение учебного года сочетание самостоятельной подготовки и очного прохождения промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком заочного обучения.

1.6. Допускается сочетание различных форм обучения и получения образования, а также обучение по индивидуальному учебному плану.

1.7. Сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся устанавливаются ФГОС ОО, согласно которым нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования в очной, очно-заочной или заочной форме, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, составляет 4 года, основного общего образования — 5 лет, среднего общего образования — 2 года, а для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, срок освоения увеличивается не более чем на один год.

1.8. Прием на обучение по очно-заочной (заочной) форме осуществляется в соответствии с порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы в указанных формах, включаются в контингент обучающихся ОО.

2. Формирование учебного плана ОО при очно-заочной и заочной формах обучения

2.1. Очно-заочная (заочная) форма обучения предполагает формирование отдельного учебного плана, отличного от учебного плана очной формы обучения.

2.2. Учебный план ОО определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, а также формы промежуточной аттестации обучающихся.

Образовательная организация разрабатывает учебный план по очно-заочной (заочной) форме обучения самостоятельно в соответствии с ФГОС ОО и с учетом примерных основных образовательных программ. Применительно к конкретным условиям ОО самостоятельно разрабатывает календарные графики учебного процесса и определяет количество часов, отводимое на изучение дисциплин, исходя из специфики обучаемого контингента.

Учебный план по очно-заочной (заочной) формам обучения характеризуется наличием:

  • перечня подлежащих освоению обязательных предметных областей и учебных предметов, а также курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности по выбору обучающихся. Наименование дисциплин и их группирование по предметным областям должно быть идентично учебным планам для очного обучения, причем объем часов по предметам может составлять до 70% и до 30% объема часов очной формы обучения для очно-заочной или заочной форм соответственно;
  • объемов учебной нагрузки в целом по годам обучения и по четвертям (полугодиям), включая объемы времени по видам учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам, иным видам учебной деятельности, в том числе отведенным на подготовку и проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
  • распределения по годам обучения и четвертям (полугодиям) различных форм, указанием сроков прохождения и продолжительности промежуточной аттестации по учебным дисциплинам.

2.3. Формирование учебного плана в части определения максимального общего объема недельной образовательной нагрузки обучающихся осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821−10», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, с указанием всех видов аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

2.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной или заочной формах определяется ОО самостоятельно с учетом потребностей, возможностей личности в пределах выделенных бюджетных ассигнований на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг.

2.5. Рекомендуемый максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной форме составляет:

  • на уровне начального общего образования — не менее 70% от общего объема недельной образовательной нагрузки обучающихся;
  • на уровне основного общего образования — не менее 60%;
  • на уровне среднего общего образования — не менее 50%.

2.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в заочной форме составляет:

  • на уровне начального общего образования — не менее 1500 академических часов за весь срок обучения;
  • на уровне основного общего образования — не менее 3000 академических часов;
  • на уровне среднего общего образования — не менее 1000 академических часов.

2.7. В максимальный объем аудиторной учебной нагрузки не входят часы, отведенные на внеурочную деятельность, используемые для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других подобного рода мероприятий.

2.8. При формировании учебного плана объем времени вариативной части может быть использован на увеличение объема времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной части, для получения дополнительных умений и знаний, компетенций или на введение новых предметов в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся и спецификой деятельности ОО.

3. Организация учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения

3.1. Порядок организации учебного процесса по очно-заочной (заочной) форме обучения разрабатывается ОО самостоятельно и закрепляется в соответствующих локальных нормативных актах.

3.2. Начало учебного года по очно-заочной или заочной формам обучения может переноситься на более поздние сроки (не более чем на один месяц для очно-заочной и не более чем на три месяца для заочной формы обучения). Окончание учебного года определяется учебным планом соответствующей общеобразовательной программы.

3.3. Основной формой организации учебного процесса при очно-заочной (заочной) форме обучения является экзаменационная (лабораторно-экзаменационная) сессия, включающая в себя весь комплекс лабораторно-прак­тических работ, теоретического обучения и оценочных мероприятий (промежуточная и итоговая аттестация) (далее — сессия).

3.4. Периодичность и сроки проведения сессии устанавливаются в календарном учебном графике. Общая продолжительность сессий в учебном году устанавливается:

  • для очно-заочной формы:

— на уровне начального общего образования и основного общего образования — не более 10 календарных дней;

— на уровне среднего общего образования — не более 20 календарных дней;

  • для заочной формы обучения:

— на уровне начального общего образования и основного общего образования — не более 20 календарных дней;

— на уровне среднего общего образования — не более 30 календарных дней.

3.5. Сессия в пределах отводимой на нее общей продолжительности времени может быть разделена на несколько частей (периодов), исходя из условий работы ОО и контингента обучающихся.

3.6. Сроки начала и окончания каникул определяются ОО самостоятельно. При очно-заочной (заочной) форме обучения продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, в летний период — не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

3.7. В календарном учебном графике на завершающем этапе освоения образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования дополнительно указывается период государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования соответственно.

3.8. Расписания проведения сессий и учебных занятий в межсессионный период составляются и утверждаются в порядке, установленном ОО.

3.9. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по очно-заочной (заочной) форме с календарным учебным графиком, учебным планом, в котором указываются виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения домашних контрольных работ и проведения сессии под роспись. Также рекомендуется обеспечить информационно-консультационную работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и с совершеннолетними обучающимися по специфике организации получения образования в этих формах.

3.10. Учебная деятельность обучающихся предусматривает:

  • при очно-заочной форме обучения: учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение общественно полезных практик, исследовательскую деятельность, реализацию образовательных проектов, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом;
  • при заочной форме обучения: обзорные и установочные занятия, включая практические и лабораторные занятия, выполнение общественно полезных практик, исследовательскую деятельность, реализацию образовательных проектов, консультации, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

3.11. Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки при очно-заочной (заочной) форме обучения определяется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821−10 для очного обучения и в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;
  • для обучающихся 2−4-х классов — не более 5 уроков;
  • для обучающихся 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7−11-х классов — не более 7 уроков.

3.12. Образовательная организация вправе проводить установочные занятия в начале каждого учебного года. Их продолжительность определяется ОО, а отводимое на них время включается в общую продолжительность сессии на соответствующем уровне образования.

3.13. При очно-заочной (заочной) форме обучения оценка качества освоения основных общеобразовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию, а также государственную итоговую аттестацию обучающихся на уровне основного общего образования и среднего общего образования.

3.14. Образовательная организация самостоятельна в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

3.15. Текущий контроль успеваемости представляет собой контроль освоения программного материала учебных предметов с фиксацией в журналах учебных занятий.

3.16. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку и проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения образовательной программы, наличия умений самостоятельной работы. Формами промежуточной аттестации могут быть экзамен по дисциплинам, курсам (модулям), зачет, аудиторная или домашняя контрольная работа, исследовательская работа (проект, реферат).

3.17. Нормирование объема времени педагогических работников на проверку письменных работ обучающихся в очно-заочной (заочной) форме осуществляется с учетом вида и направленности реализуемой ОО общеобразовательной программы.

3.18. Количество экзаменов в учебном году не должно превышать установленного учебным планом инвариантного перечня учебных предметов. В день проведения экзамена не должны планироваться другие виды учебной деятельности.

3.19. Результаты промежуточной аттестации заносятся в предусмотренные ОО документы (ведомости, журналы, базы данных и др.). Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане образовательной организации.

3.20. Входной контроль знаний, умений и навыков обучающегося проводится в случае формирования индивидуального учебного плана за счет времени, отведенного на вариативную часть. Для оценки соответствия персональных достижений обучающихся требованиям соответствующей образовательной программы создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить имеющиеся у обучающегося знания, умения и освоенные компетенции. Процедура организации и проведения входного контроля определяется локальным нормативным актом ОО.

3.21. В межсессионный период обучающимися по заочной форме выполняются домашние контрольные работы (в учебном году не более десяти, а по отдельному учебному предмету — не более двух). Домашние контрольные работы подлежат обязательному оцениванию. По согласованию с ОО выполнение домашних контрольных работ и их оценивание может выполняться с использованием всех доступных современных информационных технологий. Общий срок проверки домашней контрольной работы не должен превышать двух недель. Результаты проверки фиксируются в журналах учебных занятий (контрольных работ).

3.22. Образовательная организация вправе разрешить прием на проверку домашних контрольных работ, выполненных за пределами установленных календарным учебным графиком сроков, в том числе и в период сессии. В этом случае вместо проверки домашних контрольных работ может проводиться их устный прием (собеседование) непосредственно в период сессии.

3.23. Формы, периодичность и объем времени консультаций, организуемых в рамках соответствующей образовательной программы, определяются ОО самостоятельно. При очно-заочной форме на каждую учебную группу рекомендуется отводить не менее двух академических часов консультаций в неделю, при заочной форме обучения по всем учебным предметам, изучаемым в данном учебном году, — не менее четырех часов консультаций в год на каждого обучающегося. Консультации могут проводиться как в период сессии, так и в межсессионное время.

3.24. Проведение практических и лабораторных работ рекомендуется организовывать в сессионный период на базе ОО в объеме, предусмотренном для очной формы обучения.

3.25. Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3.26. Лицам, обучающимся в очно-заочной (заочной) форме и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдаются соответствующие документы об образовании в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.