Практика административной работы в школе :: Статья «Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музыка родного края»»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музыка родного края»»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №4 2017 г.
Рубрика материала: Образовательный процесс
Авторы: Бондарев Антон Александрович

Файлы материала:
 pdf  скачать → (146162 байт)
 doc  скачать → (59698 байт)


   

 

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность курса

Освоение национальных музыкальных традиций — одно из направлений духовно-нравственного воспитания школьников и условий вхождения человека в пространство родной культуры. Музыка открыто и непосредственно, на эмоциональном уровне передает информацию о характере и мировоззрении этноса, в среде которого она обретает свое неповторимое содержание и уникальные формы бытования.

Русскую музыку отличают яркие черты. Она отражает самобытное мировоззрение жителей центральных регионов России, которые претворили в своем музыкальном творчестве целый спектр природных, климатических и исторических контрастов. Русская музыка естественно продолжает и дополняет русскую словесность, русскую живопись, декоративно-прикладное творчество — все то, что вместе формирует менталитет жителя России, составляет духовные корни его мировосприятия.

В современной ситуации многонационального городского социума знакомство с национальными художественными традициями, в частности музыкальными, способствует развитию взаимопонимания в молодежной среде, формированию культурной идентичности подрастающего поколения. Пробуждение любви и поддержание интереса к наследию былых времен в русской культуре — одна из ключевых задач современного отечественного образования. Все перечисленное и обусловило актуальность настоящей программы курса внеурочной деятельности.

Она предполагает непосредственное, преимущественно эмоциональное погружение школьников в звуковую среду русской культуры, как традиционной народной, так и классической. Программа построена по принципу сменяющихся «музыкальных картин», знакомящих учащихся с разными гранями русского быта, русской природы и русской истории через музыкальные образы. Комплексное синкретическое воздействие музыкальных фрагментов, визуального ряда, а также игровых форм обучения способно создать условия для личностного проживания школьниками образов и ситуаций, вовлекающих их в художественное пространство русского мира, позволяющих лучше понять духовно-нравственные традиции нашего народа, ценностные ориентации отечественной культуры.

В ходе разработки программы курса внеурочной деятельности были использованы материалы:

  • общеразвивающих программ дополнительного образования «Музыкальная литература» И. М. Шуровой и Л. М. Яцук;
  • программ общего образования: программы интегративного курса «Искусство» Н. М. Сокольниковой (М., 1997), программы «Музыка» Д. Б. Кабалевского под редакцией Э. Б. Абдуллина, Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, В. О. Усачевой, Л. В. Школяр (М., 2000).

Отличительные особенности настоящей программы обусловлены предлагаемым в ней синоптическим («кинематографическим») подходом к знакомству с миром русской музыкальной культуры в рамках изучения десяти содержательных тем. Материал для этих занятий подобран таким образом, чтобы его воздействие на школьников способно было произвести сильное эмоциональное впечатление, заинтересовать исторической перспективой, красочными гранями русского мира, объединяющего сферы быта, истории и культуры. Важнейшую роль в реализации программы играет яркое мультимедийное сопровождение, а также современные материально-технические возможности.

1.2. Место курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе

Представленный курс является курсом духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, поскольку содержательно ориентирован на духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами музыкального искусства. Он связан с изучением предметной области «Искусство» (предметы «Музыка», «МХК»), предметами «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики» основной образовательной программы, курсами внеурочной деятельности общекультурного направления. Он призван послужить толчком к последующему заинтересованному и эмоционально открытому восприятию школьниками духовных основ русских художественных традиций, изучаемых в рамках дополнительных образовательных программ художественной и социально-педагогической направленностей, досуговых программ, которые предполагают посещение музеев русского искусства, театров, концертных залов, художественных галерей, знакомство с русской литературой.

1.3. Цель и задачи программы курса

Цель программы — духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами отечественного музыкального искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • формирование у школьников представлений о традиционных символах России, русских народных праздниках, отечественном фольклоре;
  • знакомство обучающихся с доступными для их восприятия образцами народной и классической русской музыки: музыкой церковных и народных праздников, историей становления народных музыкальных инструментов, творчеством выдающихся отечественных композиторов.

Развивающие:

  • развитие у школьников эмоциональной отзывчивости на музыку, художественного воображения, а также чувства национального музыкального колорита;
  • создание предпосылок к формированию у обучающихся целостного видения художественных традиций русской культуры, обусловленных природными, климатическими, историческими условиями ее становления и развития; понимания влияния этих традиций на черты национального характера.

Воспитательные:

  • формирование опыта эстетических переживаний, культуры слушания музыки, полноценного ее восприятия как неотъемлемой составляющей русской культуры;
  • воспитание уважительного отношения к отечественной культуре, к народным традициям других стран мира;
  • формирование осознанной мотивации к продолжению самостоятельного изучения русских национальных музыкальных и художественных традиций.

1.4. Категория обучающихся

Курс предназначен для обучающихся 5−6-х классов. Учебные группы формируются по возрастному принципу.

1.5. Формы организации внеурочной деятельности

Формами организации внеурочной деятельности в рамках курса являются: беседы, практические занятия, дискуссии, игры, которые используются в рамках комплексных занятий, сочетающих теоретическое и практическое обучение. Курс предполагает выполнение обучающимися самостоятельных работ, творческих проектов. В ходе практических занятий осуществляется просмотр презентаций и видеозаписей с одновременным прослушиванием произведений народной и классической музыки, решение заданий музыкальной викторины. Вне рамок времени, отводимого на курс, проводятся экскурсии и посещения массовых мероприятий (праздников, концертов).

1.6. Срок реализации курса

Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность реализации программы курса внеурочной деятельности составляет 36 часов.

1.7. Режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

2.1. Планируемые результаты

Личностные результаты освоения программы курса

В результате изучения курса у обучающихся продолжится:

  • осознание своей гражданской идентичности и этнической принадлежности путем овладения знаниями в области культуры русского народа и своего края;
  • освоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование заинтересованности в самостоятельном изучении традиций русского народа, народной и классической русской музыки.

Обучающиеся будут уметь:

  • осознанно воспринимать музыкальные произведения в сочетании с впечатлениями от произведений других видов искусства;
  • уважительно относиться к народным традициям, творческим инициативам и опыту своих сверстников.

Метапредметные результаты освоения программы курса

Познавательные универсальные учебные действия

В результате освоения представленной программы у обучающихся будут сформированы представления о наиболее значимых достижениях русской музыкальной культуры. Обучающиеся будут уметь:

  • использовать аналитические процедуры при изучении явлений культуры, учитывая при этом ее традиционные ценностные основания;
  • творчески подходить к разработке ученических проектов;
  • обобщать музыкально-художественные материалы, в том числе по морально-этическим основаниям, устанавливать причинно-следственные связи между музыкальными явлениями.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся:

  • будут знать нормы этикета, принятые при прослушивании музыкальных произведений и при посещении концертов;
  • будут уметь:

— самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, руководствуясь положительными ценностями и традициями отечественной культуры;

— соотносить свои действия с планируемыми результатами;

— осуществлять контроль своей деятельности, руководствуясь морально-этическими нормами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

— вести себя в соответствии с нормами этики в процессе прослушивания музыкальных произведений.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся:

  • будут знать доступные для данного возраста приемы аргументации, необходимые для ведения бесед и дискуссий, посвященных музыке;
  • будут уметь:

— осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств по поводу прослушанных музыкальных произведений, нравственной оценки их персонажей и явлений;

— вести дискуссии о музыкальном произведении, концерте.

Предметные результаты освоения программы курса

В результате освоения программы обучающиеся:

  • будут знать:

— природные и исторические факторы, оказавшие влияние на становление и развитие русской культуры, основные этапы становления русской музыкальной культуры;

— основные произведения выдающихся отечественных композиторов: М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и др., отражающие черты национальной русской культуры;

— особенности различных стилей и направлений в русской музыке: древнерусского знаменного пения, музыки древнерусских былин (старин), пастушеских наигрышей, музыкального творчества скоморохов, народных лирических, трудовых, обрядовых и танцевальных песен, русской классической музыки XIX века, популярных массовых песен XX столетия, определяющих культурное своеобразие отечественной музыкальной традиции;

— смысловые связи, объединяющие разные виды искусства — музыку, изобразительное искусство, поэзию, литературу, декоративно-прикладное творчество, — и определяющие особенности русской национальной культуры;

  • будут уметь:

— узнавать на слух звучание основных традиционных русских народных инструментов (шумовых, духовых, струнных);

— проводить элементарный сравнительный анализ музыкальных произведений русской музыки, относящихся к разным направлениям, жанрам, эпохам;

— выявлять характерные образные и стилевые черты отечественного музыкального произведения;

— соотносить и обобщать произведения разных видов русского искусства, относящиеся к одной эпохе или к одному художественному направлению (стилю).

2.2. Формы оценки достижения планируемых результатов освоения курса

Перед началом освоения программы курса осуществляется входной контроль, который проводится в начале учебного года в форме входного тестирования.

Формами оценки достижения планируемых результатов освоения курса выступают текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Текущий контроль предполагает проверку выполнения обучающимися творческих работ, в том числе и домашних заданий. Промежуточный контроль осуществляется после изучения каждого раздела курса. Он может проводиться в формах собеседования, тестирования, викторины. Итоговый контроль представляет собой тестирование в форме музыкальной викторины, предполагающее узнавание звучания традиционных русских народных инструментов и определение музыкальных фрагментов на слух. Также итоговый контроль включает в себя презентацию творческих работ, подготовленных обучающимися в ходе реализации программы курса.

Примерная тематика творческих работ:

  • «Музыка русской природы» (работа в жанре изобразительного искусства, литературного эссе или поделка в любом виде техники);
  • «Музыкальные впечатления крестьянских детей» (работа в жанре изобразительного искусства, литературного эссе);
  • «Музыка дворянской усадьбы» (работа в жанре изобразительного искусства, литературного эссе);
  • «Девушка пела в церковном хоре» (работа в жанре изобразительного искусства, литературного эссе);
  • «Музыкальный сувенир из России» (рисунок или поделка, представляющие значимый артефакт музыкальной культуры нашей страны, например изображение балалайки, русской колокольной звонницы и т. д.).

Система контроля основана на принципах:

  • объективности (научно обоснованное содержание тестов, заданий, вопросов; адекватно установленные критерии оценивания, одинаково справедливое отношение педагога ко всем обучающимся);
  • систематичности (после каждого занятия обучающимся даются задания на творческое осмысление презентованного материала в кругу семьи);
  • наглядности, гласности (проведение контроля всех обучающихся по одним критериям, представление и поощрение творческих достижений и заинтересованности школьников).

Работа обучающихся оценивается по уровням освоения программы.

Уровни освоения программы

Высокий уровень

Обучающийся:

  • демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы;
  • за период освоения программы готовит не менее двух творческих работ;
  • на итоговом тестировании показывает отличное знание теоретического материала (в итоговом тестировании не допускает ошибок)

Средний уровень

Обучающийся:

  • демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы;
  • за период освоения программы готовит одну творческую работу;
  • на итоговом тестировании показывает хорошее знание теоретического материала (допускает не более двух ошибок в тесте музыкальной викторины)

Низкий уровень

Обучающийся:

  • демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы;
  • за период освоения программы не выполняет ни одной творческой работы;
  • на итоговом тестировании показывает слабое знание теоретического материала (допускает более двух ошибок в тесте музыкальной викторины)

3. Тематическое планирование

Учебный (тематический) план

№ п/п

Названия тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теор.

Практ.

 

Вводное занятие

3

1,5

1,5

Входное тестирование

1

Русская природа и песенная культура. Образ Москвы в отечественной песенной культуре

10

5

5

Собеседование

1.1

Как звучит березовая роща?

3

1,5

1,5

1.2

Песни русского раздолья

3

1,5

1,5

1.3

Образ Москвы в классических музыкальных произведениях и популярных песнях

4

2

2

2

Русский фольклор

9

4,5

4,5

Викторина

2.1

Музыка в детской: были и небылицы

3

1,5

1,5

2.2

Музыка русских былин

3

1,5

1,5

2.3

Традиционные русские народные инструменты

3

1,5

1,5

3

Праздники на Руси

10

5

5

Тестирование

3.1

Зимние праздники на Руси: Рождество Христово и Святки

3

1,5

1,5

3.2

Праздник праздников: от Пасхи до Троицы

4

2

2

3.3

Музыка русской ярмарки

3

1,5

1,5

4

Разработка творческого проекта

2

1

1

Собеседование

4.1

Подготовка творческого проекта

2

1

1

5

Итоговое занятие

2

 

2

Музыкальная викторина, презентация творческих проектов

Итого

36

17

19

 

4. Содержание курса внеурочной деятельности

Название темы

Вид учебного занятия, количество часов

Содержание

1

2

3

Вводное занятие

Беседа

(1,5 часа)

Введение в программу. Связь традиционной народной музыкальной культуры с природными, климатическими особенностями территории, на которой эта культура формируется. Бескрайние просторы и контрасты в смене времен года как самые яркие, значимые особенности природы России.

Годовой календарный цикл. Весна как время пробуждения природы и обновления жизни. Звукоподражательность в русском песенном фольклоре. Заклички весны. Природная грубоватость звукоподражательного гортанного пения и мелодическая красота русских лирических народных песен. Шумовые (ударные) и звуковысотные (мелодические) музыкальные инструменты на Руси.

Звукоподражательные музыкальные инструменты: шумовые инструменты (рубель, ложки, бубен, трещотка и др.), духовые инструменты (дудочка-пыжаточка, рожок, жалейка, окарина, свирель, сопель, волынка и др., струнные инструменты (гудок, гусли, домра, балалайка и др.).

Носители традиций музыкально-инструментального искусства в Древней Руси: пастухи, скоморохи, гусляры. Пастушьи сигналы и наигрыши. Скоморошьи представления и приемы развлечения слушателей. Гусли как инструмент русского эпоса и русской народной песенной лирики.

Принятие христианства на Руси князем Владимиром Святославичем. Город Херсонес (современный Севастополь) — место крещения Руси. Освоение церковной византийской культуры. Знаменный распев как образец древнерусской церковной музыки

Практическое занятие, дискуссия

(1,5 часа)

Обсуждение характеристик природы, оказывающих влияние на культуру русского народа. Прослушивание и обсуждение аутентичных образов весенних закличек у славян. Прослушивание и обсуждение примеров русской лирической народной песни. Просмотр видео-

записей, демонстрирующих пенье соловья и дробь, выбиваемую дятлом, обсуждение понятий «мелодия» и «ритм» в музыке. Прослушивание импровизаций на традиционных шумовых музыкальных инструментах. Прослушивание и просмотр аутентичных образцов звучания звукоподражательных духовых музыкальных инструментов, духовых инструментов, распространенных у пастухов, музыкальных представлений скоморохов, музыкальных композиций, исполняемых на гуслях, образцов древнерусского знаменного распева. Обсуждение черт национального своеобразия русской музыкальной культуры. Причинно-следственные связи между музыкальными явлениями в культуре русского народа

Раздел 1. Русская природа и песенная культура. Образ Москвы в отечественной песенной культуре

1.1. Как звучит березовая роща?

Беседа

(1,5 часа)

Береза как один из символов русской природы. Характерные особенности березы: белизна ствола, ажурность листвы, легкость, гибкость. Береста в русской культуре: в декоративно-прикладном творчестве, в древнерусской письменности (берестяные грамоты). Стихи русских поэтов, посвященные березе. Отражение образа березы в русских народных песнях. Песня «Во поле береза стояла»: характерные особенности, причина популярности. Традиционные русские музыкальные инструменты, способные наиболее органично и точно передать образы березы и березовой рощи: протяжные лирические мелодии в исполнении рожков, свирелей, тремолирующих домр, балалаек.

Отражение русской природы в русской классической музыке. Песня «Жаворонок» М.И. Глинки. Первая и Четвертая симфонии П.И. Чайковского. Вариации на тему народной песни «Во поле береза стояла» в четвертой части Четвертой симфонии П.И. Чайковского. Русский пейзаж в фортепианных концертах и симфониях С.В. Рахманинова. Эпическая красота и лирическая утонченность русских просторов во Втором фортепианном концерте С.В. Рахманинова.

Образ березы в популярной музыке XIX–XX вв. Вальс Е. Дрейзина «Березка». Песня В. Гевиксмана «Березовые сны»: отзвуки Великой Отечественной войны в шелесте березовой листвы

Практическое занятие, дискуссия

(1,5 часа)

Обсуждение поэтического образа березы в русской поэзии XIX–XX вв. (на примере стихотворений «Свет зари отразился в листочках берез» Н. Некрасова, «Белая береза» С. Есенина, «Без березы не мыслю России» О. Шестинского, «Чуть солнце пригрело откосы» В. Рождественского, «Люблю березку русскую» и «Я люблю, когда шумят березы» А. Прокофьева). Просмотр видеороликов о предметах русского декоративно-прикладного творчества из бересты и берестяных грамотах. Прослушивание и обсуждение песни «Во поле береза стояла», песни «Жаворонок» М.И. Глинки, фрагментов Первой и Четвертой симфоний П.И. Чайковского, В. Дрейзина «Березка», песни В. Гевиксмана «Березовые сны»

1.2. Песни русского раздолья

Беседа

(1,5 часа)

Отражение русского пейзажа в протяжных лирических народных песнях. Вечерки (посиделки) как традиционная форма проведения молодежью досуга в русской деревне. Сезонная приуроченность вечерок к осеннее-зимнему периоду. «Помочи» — работы, проводимые не по найму, а по приглашению. Рабочие (прядимые, супрядки) посиделки и посиделки «с гуляньем» (игрища, беседы). Посиделки «в горнице» и «у завалинки» на улице. Распространенные молодежные игры в русской деревне: «Золотые ворота», «Ворон», «Горелки», «Жмурки».

Поэзия русского праздника. Народное пение как отражение эмоционального единения участников праздника. Задушевность в межличностных отношениях. Этикет в отношениях парней и девушек. Весенне-летние хороводные песни: «Летели две птички», «Со вьюном я хожу», «Сидит дрема» и др. Плясовые песни: «Молодка», «При долинушке» и др. Игровые песни: «Девки сеяли капустку», «Журавли вы длинноноги», «Летели две птички» и др. Шуточные песни: «Был у бабушки коток», «Дуня-тонкопряха».

Любовь к родной земле, представления о времени, пространстве и счастье в русских лирических песнях: «Соловей мой, соловей, соловушко молодой!», «Ты заря ли моя, зоренька» и др.

Практическое занятие, игра, дискуссия

(1,5 часа)

Просмотр и обсуждение картин русских художников, а также видеофрагментов, знакомящих с традициями русских молодежных вечерок: с народными играми, забавами, хороводами. Участие в импровизированной игре «Золотые ворота». Прослушивание и обсуждение весенне-летних хороводных, плясовых, игровых, шуточных, лирических песен

1.3. Образ Москвы в классических музыкальных произведениях и популярных песнях

Беседа

(2 часа)

Москва в истории России. Собирание русских земель вокруг Москвы в XIV–XVI вв. Представление о Москве как о Третьем Риме.

История Москвы в картинах А. Васнецова и других русских художников. Столица России в поэтических произведениях (стихотворение «Москва» Ф. Глинки, посвященный Москве фрагмент из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», стихотворение «Нет тебе на свете равных» В. Брюсова).

Образ Москвы в музыкальных произведениях русских композиторов: «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина») М.П. Мусоргского, фрагмент кантаты «Москва» П.И. Чайковского на слова А. Майкова. Единство лирического и эпического начал в музыкальном образе российской столицы.

Москва в истории и в музыке XX столетия. Ария Кутузова («Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов…») из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева. События, побудившие композитора обратиться к истории Отечественной войны 1812 г.

Гимн Москвы И. Дунаевского на слова М. Лисянского «Моя Москва». Образ Москвы в популярных песнях XX столетия: «Александра» Т. и С. Никитиных, «Я шагаю по Москве» (музыка А. Петрова, слова Г. Шпаликова), «Лучший город Земли» (музыка А. Бабаджаняна, слова Л. Дербенева). Целостность представления о Москве как столице России, формируемого средствами искусства

Практическое занятие, игра, дискуссия

(2 часа)

Обсуждение живописных и поэтических произведений, посвященных Москве. Прослушивание и обсуждение вступления к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского, фрагмента кантаты «Москва» П.И. Чайковского, арии Кутузова из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева, песен «Александра», «Я шагаю по Москве», «Лучший город Земли».

Дискуссия «За что я люблю Москву?». Совместное исполнение песни «Моя Москва»

Раздел 2. Русский фольклор

2.1. Музыка в детской: были и небылицы

Беседа

(1,5 часа)

Внешнее и внутреннее убранство русской избы. Расположение красного угла, стола, колыбели, полатей для детей. Традиции пестования, воспитания чад (малышей). Отношения матери и ребенка. Няни.

Пестушки и колыбельные: поэтические образы и мелодика. Связь речевой и музыкальной интонации. Народные колыбельные песни «Люли, люли, люленьки», «У кота ли, у кота», «Сидит дрема», «Бука» и др. Претворение интонаций народных песен в колыбельной песне («Спи, дитя мое, усни») П.И. Чайковского. Характерные черты колыбельной как песенного жанра.

Роль шутки в эмоциональном сближении, установлении доверительных отношений с ближними. Роль потешек, скоморошин, частушек, небылиц в познании мира. Русские прибаутки и потешки «Иванушка-рачек», «Андрей-воробей», «Вышла кошка за кота», «Как у бабушки Варвары», «Как на тоненький ледок». Шуточная речевая интонация как прообраз мелодии.

Мир детской в дворянском доме. Русские народные сказки, сказки о музыке («Городок в табакерке» В. Одоевского). Цикл «Детская» М.П. Мусоргского: «С няней», «В углу». Детские музыкальные впечатления русских писателей, поэтов, композиторов (В. Одоевский, С.Т. Аксаков, М.П. Мусоргский, Л.Н. Толстой, С.В. Рахманинов и др.). Формирование мировоззрения ребенка средствами художественной культуры

Практическое занятие, дискуссия

(1,5 часа)

Просмотр и обсуждение картин русских художников и видеофрагментов, представляющих русский деревенский быт глазами ребенка. Прослушивание и обсуждение колыбельных (народных и авторских). Прослушивание, исполнение с движениями традиционных русских потешек. Обсуждение образности частей цикла «Детская» М.П. Мусоргского и детских музыкальных впечатлений русских писателей, поэтов и композиторов. Дискуссия «Влияние музыкальных впечатлений детства на качества личности человека»

2.2. Музыка русских былин

Беседа

(1,5 часа)

Русские былины (старины) — синтетический жанр, объединяющий поэзию, музыку и историческое повествование. Нравственно-этическое значение былин. Герои былин как носители высокой духовности и образцы для подражания. Традиции исполнения былин в сопровождении гуслей.

Певцы-сказители на Руси и устное народное творчество. Образ Бояна (древнерусского певца) в одном из первых литературных памятников Древней Руси «Слове о полку Игореве». Памятники Бояну в российских городах Трубчевске, Брянске, Новгороде-Северском.

Сборник Кирши Данилова. Былины, посвященные ярким правителям и легендарным героям в русской истории: киевскому князю Владимиру, богатырям Илью Муромцу, Соловью Будимировичу. Ритм былинного стиха.

Картины, посвященные певцам-сказителям и былинным героям в русской живописи («Три богатыря», «Баян» В. Васнецова и др.). Былинные и богатырские образы в русской музыке XIX века: заключительная часть «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, фрагменты Второй «Богатырской» симфонии А.П. Бородина, ария Садко из оперы Н.А. Римского-Корсакова

Практическое занятие, дискуссия

(1,5 часа)

Обсуждение поэтических образов и ритма древних русских былин, описания певца-сказителя Бояна в «Слове о полку Игореве». Просмотр и обсуждение картин, посвященных гуслярам и былинным героям в русской живописи. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений: заключительной части «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского», фрагментов Второй «Богатырской» симфонии А.П. Бородина; арии Садко из оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Дискуссия «Чем современны былинные герои?»

2.3. Традиционные русские народные инструменты

Беседа

(1,5 часа)

История традиционных русских народных инструментов. Шумовые (ударные), духовые и струнные инструменты. Шумовые: било, бубен, бубенец, деревянная коробочка, ложки, рубель, трещотка. Духовые: баян, волынка, гармонь, губная гармоника, жалейка, кугиклы, пыжатка, рожок, свирель, свистулька. Струнные: балалайка, гудок, гусли, домра, мандолина.

Первое упоминание о домре как музыкальном инструменте в «Повести временных лет» (1068 год). Включение балалайки в состав шуточного оркестра, составленного Петром I для сопровождения шествия ряженых в 1715 г.

Развитие интереса к традициям русского народного инструментального искусства в XIX в. Музыкально-общественная и просветительская деятельность В.В. Андреева — создателя первого в истории оркестра народных инструментов (1888 г.).

Балалаечники-виртуозы: И. Яблочкин, Н. Лавров, М. Хрунов, В. Радивилов, И. Хандошкин.

Организация в России оркестрового музицирования на хроматических гармониках под началом Н.И. Белобородова. Выступление владимирских рожечников под руководством Н. Кондратьева в 1902 г. в Санкт-Петербурге, на Кустарной выставке в Таврическом дворце.

Европейская и мировая слава русских музыкантов-виртуозов, исполнителей на традиционных народных инструментах

Практическое занятие

(1,5 часа)

Знакомство с внешним видом и устройством традиционных русских народных музыкальных инструментов, прослушивание музыкальных фрагментов в их исполнении. Прослушивание обработок русских народных песен в исполнении Государственного академического русского оркестра имени В.В. Андреева и Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова.

Разучивание пословиц и поговорок о русских народных музыкальных инструментах

Раздел 3. Праздники на Руси

3.1. Зимние праздники на Руси: Рождество

Христово и Святки

Беседа

(1,5 часа)

Поэзия русской зимы: стихотворения о зиме («Зима! Крестьянин, торжествуя…» А. Пушкина, «Снег да снежные узоры» А. Фета, «Чародейкою Зимою» Ф. Тютчева, «Поет зима, аукает» С. Есенина и др.). Зимние сюжеты русских художников.

Традиционные зимние забавы: катание на тройке, на санях, коньках, строительство снежных городков (крепостей).

Ширь, простор, упоительная и величественная красота зимней дороги в русской симфонической музыке: первая часть симфонической поэмы «Колокола» С.В. Рахманинова, «Зимняя дорога» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова.

Рождество Христово — один из наиболее радостных двунадесятых праздников православного календаря и главный праздник зимы. Традиции подготовки к празднику: рождественский сочельник, рождественская служба в храме. Рождественские песнопения: «Рождество Твое», «Христос рождается — славьте!». Рождественский колокольный звон.

Рассказ «Рождество» И.С. Шмелева. Вертепный народный театр — представление евангельских событий Рождества Христова с использованием кукол.

Святки на Руси: двенадцать праздничных дней от Рождества Христова до Крещения Господня (Богоявления) — «от звезды и до воды». Народные традиции празднования Святок, исполнения колядных песен (колядок), обычаи и обряды колядовщиков. Пословицы и поговорки о празднике Рождества Христова и Святках. Традиции празднования зимних праздников

Практическое

занятие

(1,5 часа)

Знакомство со стихотворениями и картинами, посвященными русской зиме, обсуждение их характерных черт, художественной образности. Прослушивание и обсуждение фрагмента первой части симфонической поэмы «Колокола» С.В. Рахманинова, части «Зимняя дорога» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова, рождественских церковных песнопений, рождественского колокольного звона; рождественских колядок «Небо и земля», «Ночь тиха над Палестиной», «Коляда, коляда, на другой день Рождества». Обсуждение фрагмента рассказа «Рождество», видеозаписи представления вертепного театра. Разучивание пословиц и поговорок, связанных с праздником Рождества Христова, исполнение рождественских колядок

3.2. Праздник праздников: от Пасхи до Троицы

Беседа

(2 часа)

Праздник Пасхи, Воскресения Христова — центральное событие русского православного календаря. Традиции празднования Пасхи на Руси: 7-недельный Великий пост, Страстная седмица (воспоминание о событиях последней недели земной жизни Иисуса Христа), пасхальная служба, традиции одаривания нищих (дела милосердия), пасхальные забавы для детей (катание яиц с пасхальной горки, поиск пасхальных яиц). Нравственно-этическая и эстетическая составляющие празднования Пасхи.

Пасхальные церковные песнопения: Пасхальный канон, тропарь Пасхи. «Воскресение Христово видевше» из Всенощного бдения С.В. Рахманинова. Пасхальный колокольный звон. Фрагменты рассказа «Пасха» И. Шмелева (из книги «Лето Господне»).

Пасха в русской поэзии и живописи: картины А.А. Иванова, В.Е. Маковского, М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, стихотворения «Христос воскрес!» А. Майкова, «Христос воскрес! Опять с зарею…» И. Бунина и др.

Волочебные народные песни на Пасху — обход дворов с поздравлениями. Народные пасхальные песни («Далалынь, далалынь! По яиченьку!»), духовные стихи («Пресветлый ангел»).

Троицын день (праздник Пятидесятницы, сошествия Святого Духа на апостолов) — праздник православного календаря, отмечаемый на 50-й день после Пасхи. Народные обычаи и традиции празднования Троицы (вынос троицкой березки, обряд кумления и пр.). Троицкие песни: «Березынька кудрявая», «Семик-Троица, Богородица».

Русские народные пословицы и поговорки, связанные с праздниками Пасхи и Троицы

Практическое занятие, игра, дискуссия

(2 часа)

Обсуждение живописных, поэтических произведений, посвященных праздникам Пасхи и Троицы. Обсуждение народных пасхальных традиций, их духовной и эстетической сущности.

Прослушивание и обсуждение содержания и образности Пасхального канона, тропаря Пасхи, песнопения «Воскресение Христово видевше» из Всенощного бдения С.В. Рахманинова, пасхального колокольного звона, народных пасхальных песен, троицких песен «Березынька кудрявая», «Семик-Троица, Богородица».

Участие в традиционной народной игре: катание крашеных яиц с пасхальной горки. Разучивание русских народных пасхальных и троицких пословиц и поговорок. Обсуждение тематики творческих проектов для самостоятельного выполнения и способов работы над ними

3.3. Музыка русской

ярмарки

Беседа

(1,5 часа)

Ярмарочные традиции на Руси. Приуроченность торгов и ярмарочных гуляний к праздникам народного календаря.

Произведения русской живописи, представляющие ярмарочные гулянья: картины Б.М. Кустодиева и других художников.

Скоморохи как первые профессиональные музыканты в России. Инструменты скоморохов: гусли, лютни, гудки, домры, волынки, сопели, флейты. Образы скоморохов в русской классической музыке: симфоническая фантазия «Камаринская» М.И. Глинки и пьеса «Камаринская» из «Детского альбома» П.И. Чайковского, пляска скоморохов из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, образы скоморохов Скулы и Брошки в опере А.П. Бородина «Князь Игорь». Русские пословицы и поговорки о скоморохах.

Петрушка как герой кукольного народного театра — шут, потешник, балагур. Углубление и усложнение образа площадного паяца в фортепианной пьесе «Полишинель» С.В. Рахманинова. Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» — панорама народной жизни России в атмосфере начала XX в. (события трех русских революций, Первой мировой войны, Гражданской войны)

Практическое занятие

(1,5 часа)

Просмотр и обсуждение живописных произведений, представляющих ярмарочные гулянья на Руси. Прослушивание и обсуждение музыкальных образов, представляющих народные гулянья и ярмарочных, балаганных героев, героев народного театра. Разучивание русских пословиц и поговорок о скоморохах

Раздел 4. Разработка творческого проекта

4.1. Подготовка творческого проекта

Беседа

(1 час)

Понятие о проекте. Проектная деятельность. Творческий проект. Принципы создания проекта

Практическое занятие, дискуссия (1 час)

Обсуждение тематики творческих проектов для самостоятельного выполнения. Этапы проектной деятельности. Составление плана выполнения проекта. Способы презентации проекта

5. Итоговое занятие

Практическое занятие

(2 часа)

Составление временной шкалы с указанием основных событий в истории становления русской музыкальной культуры. Проведение итогового тестирования. Презентация творческих работ обучающихся

5. Организационно-педагогические условия реализации курса

5.1. Материально-технические и кадровые условия реализации курса

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Помещение: зал (учебный кабинет), рассчитанный на учебную группу из расчета 2 м² на человека.
  2. Стулья по количеству обучающихся в группе, парты.
  3. Оборудование для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов, мультимедиапроектор, экран более 3 м в диагонали.
  4. Персональный компьютер с возможностью выхода в сеть Интернет.
  5. Образцы традиционных русских народных музыкальных инструментов, предметы народного декоративно-прикладного творчества.
  6. Атрибутика для проведения занятий: шумовые русские народные музыкальные инструменты (для раздачи), карандаши в корзине для проведения тестирования, пасхальная горка с деревянными крашеными яйцами, кукла Петрушка.

Кадровое обеспечение программы

Для реализации программы и проведения занятий требуется педагог с профессиональным музыкальным образованием, способный творчески разработать и реализовать сценарий каждого занятия с включенными в него «живыми» музыкальными номерами. Также необходим технический сотрудник, обеспечивающий мультимедийное сопровождение занятия, функционирование микрофонов и другой аппаратуры.

Педагогам и техническому сотруднику требуется совместная подготовка к каждому занятию. Их проведение предполагает быструю, оперативную работу с электронными ресурсами, представленными в разных цифровых форматах и требующими специального программного обеспечения (файлы с презентациями, фрагментами музыкальных произведений, видеофильмами).

5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

Используемые методические материалы

Название темы

Название и форма методического материала

1

2

Вводное занятие

«История становления русской музыки» (презентация)

Входной тест на знание обучающимися фактов и реалий из истории музыкальной культуры России

Как звучит березовая роща?

 «Русская береза» (презентация).

Живописные произведения с изображением березы (слайды).

Предметы русского декоративно-прикладного творчества из бересты и берестяные грамоты (видеоролик).

Стихотворения: «Свет зари отразился в листочках берез» Н. Некрасова, «Белая береза» С. Есенина, «Без березы не мыслю России» О. Шестинского, «Чуть солнце пригрело откосы» В. Рождественского, «Люблю березку русскую» и «Я люблю, когда шумят березы» А. Прокофьева (тексты).

Музыкальные произведения: песня «Во поле береза стояла», песня «Жаворонок» М.И. Глинки, фрагменты Первой и Четвертой симфоний П.И. Чайковского, Второго фортепианного концерта С.В. Рахманинова; вальс Е. Дрейзина «Березка»; песня В. Гевиксмана «Березовые сны» (аудиозаписи)

Песни русского раздолья

«Пейзажная живопись русских художников» (презентация).

Хороводные песни «Летели две птички», «Со вьюном я хожу», «Сидит дрема», плясовые песни «Молодка», «При долинушке», игровые песни «Девки сеяли капустку», «Журавли вы длинноноги», «Летели две птички», шуточные песни «Был у бабушки коток», «Дуня-тонкопряха», лирические песни «Соловей мой, соловей, соловушко молодой!», «Ты заря ли моя, зоренька» (аудиозаписи)

Образ Москвы в классических музыкальных произведениях и популярных песнях

«История Москвы в русской живописи» (презентация).

Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москве-реке») М.П. Мусоргского, кантата «Москва» П.И. Чайковского, ария Кутузова («Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов») из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева, песни «Александра» Т. и С. Никитиных, «Я шагаю по Москве» А. Петрова на слова Г. Шпаликова, «Лучший город Земли» А. Бабаджаняна на слова Л. Дербенева (аудиозаписи).

Песня «Моя Москва» И. Дунаевского на слова М. Лисянского (фонограмма «минус»).

Карточки с напечатанными на них русскими народными пословицами и поговорками, посвященными Москве

Музыка в детской: были и небылицы

«Убранство русской избы» (презентация).

Колыбельные «Люли, люли, люленьки», «У кота ли, у кота», «Сидит дрема», «Бука», Колыбельная песня («Спи, дитя мое, усни») П.И. Чайковского (аудиозаписи).

Потешки «Иванушка-рачек», «Андрей-воробей», «Вышла кошка за кота», «Как у бабушки Варвары», «Как на тоненький ледок» (аудиозаписи).

«С няней», «В углу» из цикла «Детская» М.П. Мусоргского (аудиозаписи)

Музыка русских былин

«Русские летописи, былины и старины» (презентация).

«Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых» (аудиозапись).

«Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского», Вторая «Богатырская» симфония А.П. Бородина, ария Садко из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова (аудиозаписи).

«Садко» (видеозапись фильма-оперы)

Традиционные русские народные инструменты

«Русские народные музыкальные инструменты» (презентация).

Обработки русских народных песен в исполнении Государственного академического русского оркестра имени В.В. Андреева и Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова (аудиозаписи).

«Серебряные струны» (видеозапись фильма)

Зимние праздники на Руси: Рождество Христово и Святки

«Русская зима» (презентация).

Фрагмент первой части симфонической поэмы «Колокола» С.В. Рахманинова, «Зимняя дорога» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова, рождественские церковные песнопения: «Рождество Твое», «Христос рождается — с?лавьте!», рождественский колокольный звон, рождественские колядки «Небо и земля», «Ночь тиха над Палестиной», «Коляда, коляда, на другой день Рождества» (аудиозаписи).

Карточки с напечатанными на них русскими народными пословицами и поговорками, посвященными празднику Рождества Христова

Праздник праздников: от Пасхи

до Троицы

«Пасха на Руси» (презентация).

Стихотворения «Христос воскрес!» А. Майкова, «Христос воскрес! Опять с зарею…» И. Бунина (тексты).

Пасхальный канон, тропарь Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» из Всенощного бдения С.В. Рахманинова, пасхальный колокольный звон, народная пасхальная песнь «Далалынь, далалынь! По яиченьку!», духовный стих «Пресветлый ангел», троицкие песни «Березынька кудрявая», «Семик-Троица, Богородица» (аудиозаписи).

Карточки с напечатанными на них русскими народными пословицами и поговорками, посвященными праздникам Пасхи и Троицы

Музыка русской ярмарки

«Русская ярмарка» (презентация).

Симфоническая фантазия «Камаринская» М.И. Глинки; «Камаринская» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского, пляска скоморохов из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, фрагменты оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», фортепианная пьеса «Полишинель» С.В. Рахманинова, балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (аудио- и видеозаписи).

Карточки с напечатанными на них русскими народными пословицами и поговорками о скоморохах

Итоговое занятие

«Творческие работы школьников» (презентация).

«Лента времени событий в мире русской музыкальной культуры» (презентация).

Итоговое тестирование

Список литературы

Методическая литература для педагога

  1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2014.
  2. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. — М.: Советский композитор, 1988.
  3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.
  4. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л.: Лениздат, 1973.
  5. Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — СПб.: Музыка, 2010.

Рекомендуемая литература для обучающихся

  1. Всеобщая история музыки / авт.-сост. А. Минакова, С. Минаков. — М.: Эксмо, 2015.
  2. Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. — М.: Просвещение, 2010.
  3. Осипов Н. Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества: М. Глинка, П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков. — М.: Поматур, 2012.

Интернет-ресурсы

  1. Государственный центр русского фольклора Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.folkcentr.ru
  2. Записи классической музыки [Электронный ресурс]. URL: classic-online.ru
  3. Музыка. Музыкальный словарь. Музыкальные термины / Библиотекарь.Ру [Электронный ресурс]. URL: www.bibliotekar.ru/slovar-muzika/index.htm
  4. Cловарь музыкальных терминов/ Классическая музыка [Электронный ресурс]. URL: www.olofmp3.ru/index.php/Muzykalynye-terminy

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.