Практика административной работы в школе :: Статья «Программа патриотического воспитания обучающихся»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Программа патриотического воспитания обучающихся»

 

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №1 2015 г.
Рубрика материала: Воспитательная работа
Авторы: Фирсова Марина Михайловна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (100236 байт)
 doc  скачать → (21015 байт)


   

 

Введение

Данная программа разработана в соответствии с программой развития и программой воспитательной работы гимназии.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к военной и государственной службе. Снизилась роль самой армии в патриотическом воспитании подрастающего поколения. На сознание подрастающего поколения оказывает разрушающее воздействие пропаганда в средствах массовой информации чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры.

Таким образом, в настоящее время на этапе формирования ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, все большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным.

Реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» предполагает совместную деятельность педагогического коллектива школы, муниципальных учреждений дополнительного образования и общественных организаций по реализации всех направлений патриотического воспитания учащихся.

Цель и задачи программы

Основной целью программы является осознание гимназистами патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

Для реализации поставленной цели необходимо решить несколько задач.

1. Повышение качества патриотического воспитания в гимназии.

2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой их результативности.

3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению, использование открытой информационно-насыщенной среды гимназии в реализации данной программы.

4. Усиление взаимодействия с организациями дополнительного образования детей, другими общеобразовательными и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания.

5. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Решение указанных задач осуществляется путем реализации программных мероприятий.

Основные направления реализации программы патриотического воспитания

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта все еще остаются нравственными идеалами, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.

Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в гимназии определены:

• воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;

• формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;

• признание обучающимися здорового образа жизни как ценности, профилактика правонарушений.

Важными составляющими работы по патриотическому воспитанию являются традиционное проведение месячников патриотической работы (февраль) и спортивной работы (май), участие в городских, окружных, районных патриотических акциях («Никто не забыт, и ничто не забыто», «Как живешь, ветеран?», «Я — гражданин России»).

Центром патриотической работы в гимназии является музей московской объединенной школы ВМФ, которая вела свою работу в здании школы с 1942 по 1944 год. Благодаря музею сложилась система организации и проведения уроков мужества с участием ветеранов Великой Отечественной войны, семинаров, конкурсов по проблемам патриотического воспитания. Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания еще требуется решить ряд проблем. Это порождает необходимость обновления содержания патриотического воспитания в нашей гимназии.

Обновление содержания и форм патриотического воспитания

Обновление содержания и форм патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.

Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

• формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

• воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Культурно историческое направление, предполагающее:

• воспитание у учащихся любви к своей малой родине, родному краю, ее замечательным людям;

• вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

• изучение системы государственного устройства Российской Федерации, соблюдение прав и выполнение обязанностей гражданина России;

• глубокое понимание гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, ее суверенитету, независимости и целостности;

• формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

• развитие реально действующего школьного самоуправления.

Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

• изучение военной истории России, боевых и трудовых подвигов народа в годы Великой Отечественной войны, знание дней воинской славы;

• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организацию встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

• формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, воспитание готовности к выполнению воинского долга.

Основные направления научно-методического обеспечения патриотического воспитания включают в себя:

• разработку комплекса учебных и специальных программ и методик по организации патриотического воспитания;

• обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания, формирование комплектов литературы патриотической направленности для библиотеки школы, комплектов медиасредств для медиатеки;

• проведение мероприятий с приглашением ветеранов войны, воинской службы и труда по проблемам методологии патриотического воспитания обучающихся.

Военно-профессиональная ориентация и подготовка учащихся к военной службе осуществляются по следующим направлениям:

• организация встреч старшеклассников с офицерами военкоматов по вопросам ориентации на приобретение воинских профессий, ознакомление школьников с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих;

• формирование у обучающихся готовности к действиям в экстремальных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• практическая подготовка военной, военно-технической и военно-спортивной направленности (учебно-полевые сборы на базе воинских частей, военно-спортивные игры, спартакиады, секции по военно-прикладным видам спорта).

Ожидаемые эффекты реализации программы

Реализация программы призвана способствовать:

• развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у обучающихся высокий уровень общей культуры, патриотических чувств на основе исторических ценностей России;

• воспитанию у гимназистов любви к своей малой родине, родному краю;

• формированию ответственного понимания обучающимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

• созданию благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности каждого гимназиста.

Механизм реализации программы

Данная программа реализуется педагогическим коллективом во взаимодействии с родительским комитетом, управляющим советом гимназии и районным советом ветеранов. Координатором программы является администрация гимназии.

Механизм реализации программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения роста патриотических чувств у обучающихся и создания благоприятных условий для их духовного и культурного совершенствования. Администрация гимназии осуществляет координацию процесса патриотического воспитания в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе. Классные руководители в установленном порядке готовят отчеты, предложения о работе с учащимися по патриотическому воспитанию и представляют их заместителю директора по воспитательной работе.

Оценка эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.

К этим индикатором относятся:

• повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся;

• повышение интереса к историческому прошлому муниципального района, города Москвы и Российской Федерации в целом;

• утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей и взглядов;

• проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества.

Способы оценки эффективности реализации программы

1. Анкетирование участников образовательного процесса:

• анкетирование обучающихся, выявляющее уровень сформированности их духовно-нравственной позиции;

• анкетирование родителей обучающихся и социальных партнеров, выявляющее степень удовлетворенности системой воспитательной работы гимназии в целом и отражением в этой системе тематики военно-патриотического воспитания.

2. Анализ представления тематики военно-патриотического воспитания в творческих проектах и исследовательских работах гимназистов в динамике, учет результативности представления этих работ на школьных научно-практических конференциях и конкурсах окружного, городского и всероссийского уровней.

3. Анализ включенности учащихся, родительской общественности и социума в работу музея ВМФ гимназии: ведение поисковой работы, подготовка экскурсоводов, поддержка экспозиции, оцифровка музейного фонда, поддержка сайта музея, подготовка представительских материалов (буклетов, сборников, видеоматериалов).

4. Анализ представления тематики военно-патриотического воспитания в гимназической информационной среде (газете, интернет-портале, сборниках методических материалов учителей и классных руководителей).

5. Анализ планов воспитательной работы классных руководителей с учетом включенности обучающихся в мероприятия военно-патриотического воспитания в динамике.

6. Анализ рабочих программ учителей-предметников гуманитарного цикла с целью включения военно-патриотической тематики в программы по предметам.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.